Мой регион:
Войти через:

Школа и одиночка

Школа и одиночка

volk.jpg


Успешный практик.

Эффективный специалист может сформироваться в пределах любой, даже самой малосостоятельной парадигмы.
Даже если с точки зрения внешнего наблюдателя его подходы абсолютно алогичны и несостоятельны, он может получать хорошие результаты.
Первичным в этом случае являются его врожденные врачебные качества, которые взойдут на любой почве, в его руках будут работать самые несовершенные и даже неадекватные с внешней точки зрения инструменты.
Это нередкий случай, вполне приемлемый, как для помогающего специалиста, так и для его пациентов.
Однако, если такой специалист обладает преподавательским даром, харизмой и маркетинговым талантом, он имеет шанс водить за собой немалые группы последователей.
При этом собственную эффективность, обеспеченную по факту лишь врожденным врачебным талантом, он почитает за подтверждение истинности несостоятельной в действительности парадигмы.
Совпадение врачебного таланта, глубинного понимания сути эффективности собственной практики и корректной парадигмы – идеальное условие для создания школы.
Таков был основатель гомеопатического метода.
Таковы - основатели наиболее корректных школ в гомеопатии.

Школа

Что такое «школа»: в науке, в медицине, в гомеопатии? Из каких компонентов состоит, какой смысл имеет, какой толикой истины обладает, каковы ее плюсы и каковы минусы?
Школа может предполагать наличие ряда компонентов.
Это - «отец-основатель», линия преемственности, ныне здравствующий глава школы (направления), признанный набор литературных источников, («каноническая литература»), выстроенная система знаний, включающая ряд положений, почитаемых аксиомами, та или иная организационная структура с некоторым набором лидеров.
Школа может быть научной, религиозной, медицинской, экономической; по сути – любой.
Применительно к методу гомеопатии: существует несомненный «отец-основатель», а также ряд им созданных общеизвестных «канонических» источников.
В пределах же метода существует уже ряд школ; различной давности существования, с достаточно различным набором остальных составляющих частей: своими интерпретациями «канонических» текстов, своим списком «методической литературы», своими аксиомами, своим рядом преемственности (или его отсутствием) и т.д.
Ценность и жизнеспособность школы может определяться продолжением ее эффективного функционирования и развития после ухода лидера или основателя. До этого момента серьезную роль может играть аспект харизмы.
На сегодня в гомеопатии существуют десятки школ и направлений, различной степени глубины и ценности, но не их анализ является целью заметок.
Что дает хорошая школа индивидууму: связь с традицией, линию преемственности, выстроенную систему знаний, поддержку лидера и коллег, обучение, уверенность.
Что дает индивидуум школе – свое внимание, пиетет, энергию, средства.
Школа полезна для индивидуума до тех пор, пока пребывание в ней способствует его развитию. Но с какого-то момента она может ограничивать, у ученика начинают появляться вопросы, ответы на которые он не сможет найти в пределах принятых в школе парадигм, он начинает «бузить», бунтовать, бодаться с авторитетами школы.
Единого правила быть не может, и если для одного правильно всю жизнь оставаться в альма-матер, то для другого столь же необходимо в свой срок покинуть ее.
С точки зрения равновесия, можно сказать, что как только индивидуум начинает отдавать школе значительно больше, нежели от нее получает, ему стоит продолжить уже самостоятельный поиск и уйти из школы. Следует добавить, что индивидуум, переросший школу, может в ней оставаться уже в качестве элемента структуры или иерархии: преподавателя, секретаря, технического оплачиваемого исполнителя, получая уже не знания и поддержку, а иные бонусы.

Одиночка

Состоявшийся практик, сформировавший свой профессиональный аппарат и не ведущий преподавательской деятельности, может вскоре становиться одиночкой.
Выходя из группы, он возвращает свою самостоятельность, но теряет часть групповой силы и поддержки. Имея иногда на выходе период спада и депрессии, он обретает свободу, но и в некотором роде одиночество, переходя в состояние «победитель остается один».
Есть случаи и врожденных одиночек, они не пристают ни к какой гавани, либо не имея такой возможности, либо будучи неспособными к какой бы то ни было групповой деятельности, и развиваются сами.
В худшем варианте они формируются в невообразимых эклектиков.
В наиболее сильном варианте – это самостоятельный индивидуум, способный иметь дело с первичными источниками, не нуждающийся в их «школьной» адаптации, а также в какой бы то ни было групповой поддержке.
Новые школы создают такие одиночки. Так замыкается круг.

Одиночка и группа

Возможен ли диалог между представителями различных школ?

Поскольку подобный диалог может заключаться преимущественно в обмене принятыми в школах взглядами, чаще всего это не имеет смысла, что отчетливо понимают основатели школ. Речь может скорее идти о различных формах презентации школ.

Возможен ли диалог между представителем школы и одиночкой?

Одиночке нет смысла пытаться что-то доказывать представителю школы, который в определенном смысле слеп по отношению к происходящему вовне групповых концепций; они либо войдут в бессмысленный клинч, либо одиночка разрушит устои участника группы, «собьет настройки» и вгонит его в депрессию. В этом противостоянии одиночка по определению сильнее, но ему часто скучнее и досаднее, «мне будет скучно, а тебе непонятно», он слишком хорошо видит определенную ограниченность группы.
Бывают случаи, когда внутренняя динамика развития участника «школы» движет его к выходу за пределы группы, в этом случае подобный диалог, разрушающий его сегодняшние устои, может быть полезен. Хоть и болезнен.

Могут ли продуктивно общаться одиночки, развившиеся и работающие в различных парадигмах?

В идеальном варианте это скорее вариант клуба, где каждый понимает и уважает другого, не навязывая свои взгляды и не предпринимая попыток переубедить в чем-то оппонента; при этом возможен определенный обмен опытом (см. «Куперовский клуб»)