Автор:
ГОМЕОПАТИЯ ИЛИ ОФИЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА – ВЫБОР ЗА ПАЦИЕНТОМ
© И.В. Зиновьева, Эрик ван Вунсел
English text below
И.В. Зиновьева беседует с Э.ван Вунселом
Информация:
Эрик ван Вунсел – известный бельгийский гомеопат. С 1982 г. практикует как врач-гомеопат, а с 1990 г. преподает гомеопатию в различных учебных заведениях, в том числе в Международной Академии Классической гомеопатии (о. Алониссос, Греция). В настоящее время Эрик ван Вунсел проводит большое количество международных семинаров по гомеопатии по всему миру. Он является супервайзером нескольких групп начинающих и практикующих гомеопатов.
Эрик ван Вунсел – автор книги Characteristics and Peculiaritis. A Complited Materia Medica, написанной для популярной среди гомеопатов компьютерной программы «Radar Keynotes 4»¹, а также нескольких монографий по классической гомеопатии. В соавторстве с профессором Дж. Витулкасом он написал книгу «Уровни здоровья»². Последние тринадцать лет Эрик ван Вунсел работает в качестве консультанта группы по разработке репертория³ «Synthesis». Цель деятельности Эрика ван Вунсела заключается в обучении врачей методам классической гомеопатии, изучении клинических возможностей гомеопатии и распространении гомеопатических знаний, усовершенствовании процесса подготовки по специальности и издании актуальных гомеопатических руководств. Для достижения этих целей – помимо всего прочего – Эриком ван Вунселом создан сайт Archive for Homeopathy⁴.
Аннотация: в интервью Эрик ван Вунсел рассказывает о причинах, которые привели его в гомеопатию, о мотивах, по которым пациенты выбирают гомеопатию, о взаимоотношениях врача-гомеопата с пациентами, касается вопросов медицинской этики, сравнивает правовое положение гомеопатии в различных европейских странах, размышляет о состоянии здоровья россиян.
__________________________________________________
И.З.: Эрик, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Вы известны как практикующий гомеопат и как преподаватель. А что привело Вас в гомеопатию, по каким причинам Вы стали гомеопатом?
Э.В.: Причина – это положительные результаты, которые мы наблюдаем при лечении пациентов. Большинство людей приходят в гомеопатию, потому что они начинают ее использовать и видят положительные результаты. Я заинтересовался гомеопатией, когда мне было пятнадцать лет. Когда мне пришлось решать, какую профессию выбирать, я уже изучал гомеопатию несколько лет. В те годы, чтобы стать врачом в Бельгии, требовалось девятилетнее обучение. Мне казалось, это полная потеря времени, потому что я хотел изучать именно гомеопатию.
Через десять лет я все-таки поступил в медицинский колледж. Но мне было трудно там учиться, потому что то, что нам преподавали, я, основываясь на своем опыте гомеопата, не считал правильной информацией. В гомеопатии мы четко понимаем законы здоровья и болезни. И эти законы применимы не только в гомеопатии, но и в любой другой терапии. В университете же нам представляли все случаи лечения как успешные, хотя я видел, что лечение было неправильным, и они считались успешными, потому что рассматривалась только часть проблемы больного. Например, они лечили экзему и совершенно не обращали внимания на то, что в последствие через несколько лет у человека был сердечный приступ. Мы, гомеопаты, знаем, что сердечный приступ стал результатом подавления кожного высыпания, закономерным этапом развития всей патологии организма, но аллопаты не видят эту связь. Я на тот момент был слишком молодым человеком, и мне было трудно выносить эту ложь каждый день. Сейчас я спокойнее воспринимал бы все это.
И.З.: Что привлекает врача в гомеопатию – понятно, а что делает гомеопатию такой привлекательной для пациентов?
Э.В.: Я думаю, для пациентов очень важно, что гомеопат смотрит на него как на человека, а не как на болезнь. Пациенту нравится, что к нему относятся как к человеку, а не как к какому-то номеру. Большая ошибка традиционной медицины заключается в том, что она стала похожа на фабрику. Это приводит к таким курьезам, как, к примеру, не ту ногу ампутируют, поскольку оперирует не тот врач, который осматривал больного, хирург даже не знаком с пациентом. В официальной медицине не существует каких-то межличностных отношений, которые необходимы для того, чтобы помочь человеку. Медицина стала простым применением каких-то химических веществ, а при этом человек забывается, он не виден за болезнью.
И.З.: В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу отличий в отношениях между врачом-гомеопатом со своими пациентами и врачом, к примеру, терапевтом или хирургом? Ведь не секрет, что в официальной медицине существуют проблемы медицинской этики, регулирующей взаимоотношения врача и пациента. Медицина превратилась в некие сакральные знания, а многие врачи практикуют менторское отношение к пациентам, даже мысли не допуская о диалоге. А как в гомеопатии, можно ли говорить о сотрудничестве врача гомеопата с пациентом?
Э.В.: В гомеопатии обычно взаимоотношения другие. Здесь нет такой иерархии, гомеопаты не давят на пациента своими знаниями. Конечно, у гомеопата, как у любого врача, есть специальные профессиональные знания, но отношения строятся на диалоге. Гомеопатическое лечение концентрируется не на болезни, а на пациенте. Гомеопат рассматривает пациента как целостную личность. И поскольку гомеопатия – это естественная медицина, здесь всегда присутствует уважение к пациенту, мы не подавляем его. И здесь всегда присутствует идея, что пациент обладает свободой принимать предложенное лечение или не принимать. Идеи уважения к пациенту и свободы выбора – это очень важные идеи взаимоотношений гомеопата и пациента.
И.З.: В Вашей практике часто случается, что врачи аллопаты направляют к Вам своих пациентов, имея убеждения, что гомеопатия им поможет больше?
Э.В.: Да, часто. Доктора часто присылают ко мне своих пациентов, потому что у них нет решения проблемы. А у нас есть решение, мы можем его вылечить. Большинство моих пациентов – это люди, которым не помогла обычная медицина. Кстати, если верить тому, что аллопатия настолько эффективна, почему же тогда столько пациентов приходит к нам?
И.З. Не могли бы вы привести конкретные примеры, с какими заболеваниями к Вам чаще всего направляют пациентов врачи-аллопаты?
Э.В. Пациенты приходят с различными заболеваниями: астма, заболевания сердечно-сосудистой системы, нервные проблемы, головная боль, ревматизм, бесплодие и т.д.
Так, однажды ко мне попал 56-летний пациент, который был прооперирован с подозрениями на рак прямой кишки. После операции у него развились симптомы, напоминающие сепсис – рана инфицировалась, воспаление пошло в брюшную полость, развилась инфекция мочевыводящих путей. Лечение антибиотиками не давало эффекта, и врачи прекратили лечение. К счастью, с помощью гомеопатии, удалось не только предотвратить развитие инфекционного заболевания, которое угрожало жизни этого пациента, но и избежать запланированной повторной операции. Я наблюдал этого пациента 4 года, ему не требовалось больше никакого лечения, и он прекрасно себя чувствовал⁵.
И.З. Да, это прекрасная демонстрация широких возможностей гомеопатии. Говоря об эффективности гомеопатического метода и его месте в системе современного здравоохранения, невозможно оставить в стороне современные глобальные проблемы, которые можно было бы решить с помощью гомеопатии. Обращаясь к концепции уровней здоровья Джорджа Витулкаса⁶, над которой Вы также работаете, хотелось бы задуматься вот над чем: уместно ли говорить о том, что гомеопатия может влиять на уровень здоровья одного человека и человечества в целом?
Давайте посмотрим на этот вопрос с точки зрения эпигенетики - теории влияния персональной истории и личной экологии человека на ДНК последующих поколений. Как известно, люди, особенно в западных странах, сегодня сталкиваются со множеством хронических заболеваний, которые передаются из поколения в поколение, и с каждым поколением ситуация ухудшается – это аллергия, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, рак, шизофрения и др. Современная медицина большие надежды возлагает на разработки в сфере эпигенетической терапии, направленной на профилактику и лечение хронических наследственных заболеваний путем воздействия на эпигеном. Однако в гомеопатии этот феномен давно известен под названием миазм. И гомеопатическое лечение может повлиять на генетическую предрасположенность и повысить уровень здоровья, ведь так? Вы можете привести такие примеры из Вашей практики?
Э.В. Да, в моей практике были такие случаи. Обычно лечение этих пациентов сложное и довольно длительное.
Один из самых сложных случаев – лечение девочки, у которой в возрасте 16 месяцев наблюдались повторяющиеся каждые 3 недели острые воспалительные заболевания, сопровождавшиеся высокой температурой. Помимо этого, она страдала приступами эпилептиформных судорог. Несмотря на столь юный возраст, этот ребенок имел обширный анамнез: с самого рождения у нее отмечались эпизоды хриплого дыхания, но настоящие проблемы возникли в 4-месячном возрасте, когда она перенесла пневмонию, соответственно, курс антибиотикотерапии, за этим последовали рецидивирующие инфекции дыхательных путей. Затем, после очередной прививки против менингита, появилась неврологическая симптоматика. Причинами столь быстрого снижения уровня здоровья этого ребенка послужили не только вакцинация и супрессивное воздействие аллопатических препаратов – 5 курсов антибиотиков и кортикостероиды. Еще до вакцинации у девочки отмечались некоторые симптомы, которые свидетельствовали о существовании болезнетворного фактора. Этим фактором, как подтвердилось затем в процессе лечения, была наследственная предрасположенность. В семейной истории этой пациентки были и болезни органов дыхания, и аллергия, и заболевания сердца, и злокачественные опухоли. Все эти факты, вместе взятые, указывали на наличие семейной слабости защитной системы организма, унаследованной девочкой. Эта слабость защитного механизма стала мощным фактором, который под воздействием внешних причин (вакцины, антибиотики) спровоцировал появление хронических заболеваний.
Я лечил ее в общей сложности около 7 лет и добился постепенного продвижения пациентки с шестого уровня здоровья на второй-третий. Вместе с этим, исчезали симптомы наследственной предрасположенности. В конце лечения у девочки не отмечалось никаких признаков рецидивирующих болезней, эпилептоформные судороги исчезли, у нее был сбалансированный характер, а редкие респираторные заболевания проходили в легкой форме без лечения⁷.
Из таких случаев видно, что симптомы, принадлежащие миазмам, уходят. Теоретически это означает, что влияние миазма уменьшается. Но чтобы знать это наверняка, мы должны провести исследования, в том числе и на уровне ДНК. Однако это очень дорого, и гомеопаты в настоящее время не имеют средств для подобных научных работ.
И.З.: Да, это очень показательный случай. А скажите, Ваши пациенты – это только те люди, которые разочаровались в обычной медицине, или же есть такие, кто осознанно пришел к гомеопату?
Э.В.: Есть и те и другие.
И.З.: А есть ли отличие в отношении к собственному здоровью между этими двумя категориями людей? К примеру, известный гомеопат Мэссимунд Панос, ссылаясь на исследование мнений пациентов, утверждает, что пациент гомеопата думает, что он хочет взять на себя ответственность за свое здоровье и видит во враче человека, способного ему в этом помочь. И при этом она противопоставляет мотивированных пациентов гомеопатов пассивной установке пациентов врача-аллопата⁸.
Э.В.: Наверное, те, кто приходят к гомеопату сами, более сознательны. Но это не всегда так – среди тех, кто обращается к врачам аллопатам, тоже бывают люди, которые осознанно относятся к своему здоровью. Думаю, здесь все-таки сложно проводить дифференциацию.
И.З. Эрик, как Вы считаете, что, как и где стоит рассказывать людям, чтобы у них была возможность сделать собственный осознанный выбор метода лечения – гомеопатического или аллопатического? Ведь, несмотря на популярность гомеопатии, мы все еще не можем говорить о массовой осведомленности людей о возможностях такого терапевтического метода, как гомеопатия.
Э.В. Лучше всего было бы, чтобы студенты медицинских вузов могли выбирать между двумя методами терапии - аллопатией и гомеопатией – после изучения всех общемедицинских предметов: анатомии, физиологии и аллопатической патологии. Если такая возможность существует, правительство информирует пациентов об этом, как это происходит в Индии, к примеру. Таким образом, пациент может выбрать, к кому он идет лечиться. Если же этого не существует, то люди могут получать информацию, например, из статей, интервью в журналах.
И.З.: Я бы к этому добавила «сарафанное радио» – мощный канал распространения информации, особенно с такими сегодняшними возможностями как социальные сети, форумы. Кроме того, истории известных и влиятельных людей – тоже отличный источник информации. К примеру, всем известно, что в Великобритании королевская семья покровительствует гомеопатии. А что их привлекает в гомеопатии? Может быть, Вы знаете историю, как сложилось, что королевская семья лечится у гомеопатов?
Э.В.: Я точно не знаю историю, уже более 100 лет королевская семья поддерживает гомеопатию. В то время, в 19 веке, гомеопатия была очень популярна, потому что она была очень эффективна. Ведь до появления гомеопатии, к примеру, невозможно было вылечить пневмонию, не существовало такой терапии. Впоследствии стали применять антибиотики, но до их появления гомеопатия была единственным способом излечиться от этой болезни.
И.З.: А не знаете ли Вы других знаменитых пациентов гомеопатов?
Э.В.: Бош – еще один пример известных людей. Это основатель компании, которая производит стиральные машины и другую бытовую технику. Ему в свое время очень помогла гомеопатия, и он сейчас финансирует целый институт, в котором занимаются изучением гомеопатии. Очень важно понимать, что в таких историях, как случай с королевской семьей или с Бошем, люди поддерживают гомеопатию, потому что они видят результаты. Ни по каким другим причинам гомеопатию не будут поддерживать. И когда сейчас нас очень много критикуют, к нам все равно приходят люди, потому что мы предлагаем им эффективное лечение. Ни по какой другой причине они бы к нам не приходили.
И.З.: Я тоже уверена, что гомеопатия существует благодаря своим пациентам, несмотря ни на что.
Кстати, а как по-вашему, откуда такое враждебное отношение именно к гомеопатии – ни, скажем, акупунктура, ни хиропрактика не вызывают такого раздражения и не имеют столько яростных противников. Так ведь повелось со времен Ганемана?
Э.В. Я считаю, что гомеопатия гораздо шире используется, поэтому о ней намного больше говорят. Другая причина - этот метод имеет большой успех.
И.З. А почему, по Вашему мнению, гомеопатический метод подвергают сомнению, распространяя слухи о его не научности?
Э.В.: Эти слухи распространяют люди, которые ничего не знают о гомеопатии. На самом деле существует много научных исследований, которые подтверждают эффективность гомеопатии. К сожалению, эти исследования не признаются и мало кому о них известно. Но в интернете много информации, есть специальные сайты, посвященные гомеопатии, и человек, скажем, журналист, который хочет исследовать этот вопрос без предубеждений, может найти эти исследования и найти научные подтверждения эффективности гомеопатии. Основная проблема состоит в том, что у гомеопатии нет юридической защиты, нет официального признания. Каждый может назвать себя гомеопатом. Поэтому если кто-то называет себя гомеопатом и что-то делает от имени гомеопатии, он может навредить её репутации. Есть, к примеру, люди, которые работают с медитацией и называют себя гомеопатами, однако никакого отношения к гомеопатии не имеют. Если бы правительство признало гомеопатию, были бы определенные правила действия гомеопатов, не было бы такого мошенничества. Таким образом, нынешняя позиция правительства способствует возникновению большого количества шарлатанов.
И.З.: Мы говорим о правительстве какой страны?
Э.В.: Любой страны, в которой гомеопатия не имеет признания. К примеру, в Греции гомеопатия официально признана и не подвергается никакой критике. Врачи-гомеопаты получают хорошее образование, правильно применяют гомеопатию.
И.З.: Эта проблема, которую Вы затронули, актуальна и для России. Здесь мы сталкиваемся с несовершенством и противоречием в законодательных актах в отношении гомеопатии. С одной стороны, гомеопатия в нашей стране признается, у нас есть Приказ Министерства Здравоохранения N 335 от 29 ноября 1995 года «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении», в котором разрешается использование метода гомеопатии в практическом здравоохранении. Однако в Приказе Министерства Здравоохранения № 1664н от 27.11.2011 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» о гомеопатии уже нет ни слова. Таким образом, получается, что гомеопатия сейчас входит статусно в неконвенциональную медицину, будучи de facto альтернативной медицинской системой, однако de jure определенные её формы могут использоваться только как комплиментарный метод. Альтернативная медицина, то есть самостоятельные системы или методы, которые могут использоваться наряду с конвенциональной медициной, вообще не попадает в правовое поле, у нас в законе нет определения этого понятия. Отсюда мы сталкиваемся с такой проблемой, что понимание альтернативной медицины у нас существует на уровне Википедии. А она трактует все альтернативные методы как ненаучные и недоказательные, и в этот перечень попадают такие признанные в других странах системы и методы, как гомеопатия, традиционная китайская медицина, аюрведa⁹. Поэтому сегодня гомеопатия в России остается законодательно незащищенной.
А каково правовое положение гомеопатии в Бельгии, в Греции, в других странах? Известен тот факт, что в Бельгии, Швейцарии, Германии, к примеру, услуги гомеопата можно оплатить по страховке. Но этого ведь недостаточно.
Э.В.: В Греции гомеопатия защищена законом. Гомеопат – это признанная профессия. В Германии существует такое понятие как Heil practic - это юридически принятый термин. В рамках этой практики необходимо пройти 3-годичное обучение и получить по окончании диплом государственного образца. Это позволяет практиковать гомеопатию, натуропатию, акупунктуру. Есть определенные ограничения в этом дипломе по сравнению с врачами, закончившими медицинские вузы. К примеру, они не могут делать операции. Однако в ходе обучения они изучают анатомию, патологию и другие общемедицинские предметы. В Бельгии, Голландии нет юридической защиты этого вида деятельности.
И.З.: Эрик, Вы работаете во многих странах в качестве преподавателя гомеопатии, являетесь ведущим преподавателем Международной Академии Классической Гомеопатии Джорджа Витулкаса. Расскажите, почему Вы так часто приезжаете в Россию?
Э.В.: Я приезжаю в Россию, потому что здесь люди очень мотивированы изучать гомеопатию. И у гомеопатии в России есть большие возможности.
И.З.: Что Вы имеете в виду под «большими возможностями»?
Э.В.: Есть большой интерес среди врачей аллопатической медицины, которые хотят использовать гомеопатию в своей практике. Кроме этого, общественное мнение в России тоже складывается в пользу гомеопатии, здесь много пациентов. Русские люди заботятся о своем здоровье, они осознали эту проблему и хотят это делать методами естественной терапии. Также я вижу возможности в том, что российское население очень хорошо отвечает на гомеопатическое лечение.
И.З.: А почему россияне так хорошо поддаются гомеопатическому лечению?
Э.В.: Я не знаю, может быть потому, что россияне происходят от более сильных предков? В России климат суровый, здесь, чтобы выжить, необходимо быть сильными. Может быть, это тоже помогает терапии.
И.З.: Как Вы вообще оцениваете состояние здоровья россиян?
Э.В.: Я так не могу обобщать, ко мне приходят разные люди, иногда с серьезной патологией, которая затрагивает жизненно важные органы. Но, тем не менее, они очень хорошо реагируют на гомеопатическое лечение. Это говорит о том, что их защитный механизм находится в достаточно хорошем состоянии, что свидетельствует об определенном уровне здоровья. Безусловно, это все индивидуально. И сложно делать обобщающие выводы. Но я вижу, что у русских людей более практичный склад, это помогает сохранять здоровье.
И.З.: Каким Вы видите место гомеопатии в системе современной медицины? Возможно ли взаимодействие между аллопатической медициной и гомеопатией?
Э.В.: До определенной степени такое взаимодействие возможно, но в какой-то момент станет очень сложным. Аллопатия основана на подавлении. А гомеопатия делает прямо противоположное – она стимулирует защитный механизм человека. Поэтому в какой-то момент возникнет конфликт.
И.З.: Вы посвятили свою жизнь распространению знаний о гомеопатии, повышению профессионального уровня врачей-гомеопатов, развитию самой гомеопатии. Вы создали сайт «Архив гомеопатии», много работаете над совершенствованием гомеопатического метода. Оправдались ли Ваши ожидания, с которыми Вы пришли в гомеопатию? И какая у Вас самая заветная мечта, связанная с гомеопатией?
Э.В.: Я не очень амбиционный человек. Но у меня есть мечта о такой системе медицинского образования, когда человек мог бы выбрать, какой медициной ему заниматься. Есть хороший пример – Индия. Там существует базовое медицинское образование для всех, а затем студенты выбирают гомеопатию или аллопатию. Это идеальный случай – вы учитесь в университете и в рамках Вашего обучения выбираете дальнейшее направление. К сожалению, в Европе, как и во многих других странах, включая Россию, в настоящий момент есть определенная диктатура аллопатии. Если бы все-таки наши власти более внимательно присмотрелись к гомеопатии, они бы удивились тому, насколько она эффективна и при этом практически ничего не стоит. Если российское правительство хочет сэкономить деньги, то гомеопатия – это прекрасная возможность.
___________________
Примечания И. Зиновьевой:
¹Van Woensel E., Characteristics and Peculiaritis. A Complited Materia Medica – Radar Keynotes 4, Archibel, Namur, Belgium, 2000, software.
²Vithoulkas G., Woensel E. van, Levels of Health, International Academy for Classical Homeopathy, Alonissos, 2009. На русском языке: Витулкас Джордж, Вунсел Эрик ван. Уровни здоровья. Практическое применение и случаи, М., Гомеопатическая медицина, 2012
³ www.archiveforhomeopathy.com
⁴Реперторий – справочник врача-гомеопата, используемый для подбора гомеопатического лекарственного средства, содержащий перечень систематически упорядоченных симптомов.
⁵Описание случая см.: Вунсел Эрик ван. Классическая гомеопатия. Терапевтическая система, основанная на доказательствах, М., Гомеопатическая медицина, 2012. Т.1. С.95-96, 354-361.
⁶Джордж Витулкас – выдающийся гомеопат современности, лауреат престижной Альтернативной Нобелевской премии (Alternative Nobel Prize), основатель Международной академии классической гомеопатии на острове Алониссос (Греция).
⁷Подробно этот случай описан в книге: Витулкас Джордж, Вунсел Эрик ван. Уровни здоровья. Практическое применение и случаи, С. 220-266.
⁸Панос Мэссимунд Б. Домашняя гомеопатическая медицина, или Полное руководство по семейной гомеопатии [в изложении Джейн Хаймлих]. – Новосибирск: Гомеопатическая книга, 2012. С. 40.
⁹Хочется обратить внимание на имеющуюся ясность в определении этих понятий в Европе. Так, еще 1999 г. Дж. Витулкаса пригласили в Совет Европы для проведения презентации гомеопатической медицины как одного из терапевтических методов. В тексте, опубликованном после заседания, приводится категоризация Витулкаса различных методов лечения: «… альтернативная медицина, включающая в себя гомеопатию и акупунктуру; комплиментарная медицина, к которой относится остеопатия, хиропрактика, фитотерапия, натуропатия и т.п.; парамедицина, включающая в себя такие виды техник, как медитация и музыкотерапия…» См:. Витулкас Джордж, Вунсел Эрик ван. Уровни здоровья. Практическое применение и случаи. С. 14-15.
Inna Zinovyeva
interviews Erik van Woensel
Information:
Erik van Woensel is a famous Belgian homeopath. He started practicing homeopathy in 1982. Since 1990 he has been teaching at several schools, including the International Academy of Classical Homeopathy, Alonissos Island, Greece. Doctor van Woensel currently teaches at different international seminars on homeopathy all over the world. He supervises several groups of beginner and experienced homeopaths.
Erik van Woensel is the author of Characteristics and Peculiarities. A Compiled Materia Medica written for Radar Keynotes 4¹, a computer program that is popular among homeopaths, and several monographs on classical homeopathy. Together with professor George Vithoulkas, he wrote Levels of Health² book. For the past thirteen years, he has been working as a consultant of a team that develops the Synthesis repertory³.
The aim of doctor Erik van Woensel is to spread homeopathy by teaching and writing, to research the potential of homeopathy and make this public, to bring the application of homeopathy to a higher level and improve homeopathic literature. To achieve this end, he founded – among other thing – the Archive for Homeopathy³.
__________________________________________________
Key words: homeopathy, medical ethics, medical education, International Academy of Classical Homeopathy, Erik van Woensel.
Abstract: in his interview, Erik van Woensel is telling about the reasons that have brought him into homeopathy, about motives that make patients prefer homeopathy, relationships between a homeopathy practitioner and patients, touches upon the matters of medical ethics, compared the legal standing of homeopathy in various European countries, and reflects on the health of Russians.
I.Z.: Eric, would you please tell about yourself. You are well-known as a homeopathy practitioner and a teacher. So what brought you into homeopathy, for what reasons have you become a homeopath?
E.W.: The reason lies in the positive results we observe while treating the patients. Most people turn to homeopathy because they start using it and see positive results. I became interested in homeopathy when I was 15 years old. So when the time came to decide which profession to choose, I had already been studying homeopathy for a number of years. Back then, becoming a physician in Belgium took nine years of studies. It seemed to me a complete loss of time since it was just homeopathy I wanted to study.
Ten years later, I nevertheless enrolled in a medical college. But I had a hard time studying there because I did not consider what we were taught correct information, based on my experience as a homeopath. In homeopathy, we understand clearly the laws of health and illness and these laws are applicable not only in homeopathy, but in any other therapy type. In the university, on the other hand, all treatment cases were presented to us as successful, although I could see that the treatment was wrong, and the cases were deemed successful, because only one part of the patient’s problem was considered. For instance, they would cure eczema and pay no attention at all that the patient had a heart attack afterwards. As homeopaths we know that the heart attack was a consequence of the skin rash’ suppression, but conventional medicine followers do not see this link. At that moment, I was too young and found it hard to bear this lie on a daily basis. Today, I would have taken all this easier.
I.Z.: Now it is clear what appeals to a therapist in homeopathy, but what makes homeopathy so attractive to the patients?
E.W.: I think it is very important for the patients that homeopaths see them as human beings and not as a disease. The patients also like being treated as persons as opposed to some ID code. The great mistake of conventional medicine is that it has become akin to a factory. It leads to such incidents as, for instance, the doctor amputating the wrong leg, because the surgeon was not the doctor that examined the patient, this surgeon was not even familiar with the patient. In conventional medicine, there is no place for some inter-personal relations that are requisite for helping someone. Medicine has become a mere implementation of some chemicals, while the actual person is forgotten and not visible behind the illness.
I.Z.: In this regard, I would like to learn your opinion as to the differences between the relations of a homeopathy practitioner and its patients and those of a physician, such as a therapist or a surgeon? It is no secret that in conventional medicine, there are some problems of medical ethics that regulates relationships between a therapist and a patient. Medicine has turned into some sacred knowledge and many physicians practice a mentor-like attitude towards the patients dismissing any thought about a dialogue. What about homeopathy – is there such thing as a cooperation between a homeopath and a patient?
E.W.: In homeopathy, relations are usually quite different. There is no such hierarchy here and homeopaths do not oppress the patients with their expertise. Naturally, a homeopath, just as any other therapist, possesses special professional knowledge, but the relations are based on a dialogue. Homeopathic treatment is patient-, rather than illness-oriented. A homeopath considers the patient as an integral personality. And since homeopathy is a natural type of medicine, a respect for the patients is always present here. We do not suppress them. And an idea is always evident here that the patient has a free will to accept or refuse the offered treatment. Ideas of a respect towards the patient and of a freedom of choice are very important ideas in the relations between a homeopath and a patient.
I.Z.: Does it often happen in your practice that specialists in conventional medicine refer their patients to you believing that homeopathy will be a greater help to them?
E.W.: Yes, it often happens. Physicians often send their patients to me, because they have no solution at hand, while we do have the solution, we are capable of curing them. Most patients of mine are people whom allopathy has not helped. So, if we are to believe that allopathy is that efficient, then why do so many patients come to us?
I.Z.: Could you please give any particular examples of illnesses whose bearers get most often sent to you by conventional medicine specialists?
E.W.: Patients arrive with a range of illnesses, including asthma, cardiovascular system conditions, nervous diseases, headache, rheumatism, infertility, etc.
For instance, one patient aged 56 had earlier undergone a surgery due to a suspected cancer of the straight intestine. After the surgery, he developed symptoms similar to septicemia – the wound got infected, the inflammation moved on to the abdominal cavity, and an infection of urinary tracts developed. Treatment with antibiotics yielded no result, so the doctors stopped this treatment. Fortunately, with the use of homeopathy, not only the development of the patient’s life-threatening infectious disease was prevented, but the patient managed to avoid a planned repeated surgery as well. I continued monitoring this patient’s health for 4 years; he needed no treatment anymore and felt great⁵.
I.Z. Yes, this is an excellent demonstration of the wide capabilities of homeopathy. Whenever discussing the efficiency of the homeopathic method and its position in the modern healthcare system, one cannot put aside modern global problems that could have been solved with the help of homeopathy. Addressing the health level concept by George Vithoulkas⁶ you are also working on, one would like to give thought to whether it is appropriate to say that homeopathy can affect the health level of one human and the over mankind?
Why don’t we consider this issue from the viewpoint of epigenetics – that is, the theory of how a personal history and an individual’s ecology affects DNA of the subsequent generations. It is well known that people, especially those in the western countries, face a multitude of chronic diseases handed down from one generation to another, and with each new generation, the situation aggravates, as there are allergies, diabetes, cardiovascular conditions, cancer, schizophrenia, and others. Today’s medicine lies great hopes on developments in the epigenetic therapy aimed to prevent and treat chronic hereditary diseases by affecting the epigenome. Yet, in homeopathy, this phenomenon has been known for a long while as a miasma. So homeopathic treatment can affect the genetic disposition and enhance the health level, can’t it? Could you please give such examples from your practice?
E.W. Yes, there were such cases in my practice. As a rule, treatment of these patients is difficult and takes rather long.
One of the most complex cases was treatment of a girl who had, since the age of 16 months, demonstrated acute inflammatory diseases that recurred every 3 weeks and were accompanied by high temperature. In addition to this, she was suffering from epileptiform seizures. Despite this young age, the child had an extensive medical history: ever since her very birth, episodes of rasping breathing were observed, but her real problems started at the age of 4 months, when she had pneumonia and, consequently, a course of antibiotic therapy followed by recurring infections of respiratory tract. Then, after yet another meningitis preventive shot, neurological symptoms occurred. The reasons of such rapid deterioration of health in this child were not only vaccination and suppressive impact of allopathic medications, namely 5 antibiotic courses and corticosteroids; even before the vaccination, the girl showed some symptoms that were indicative of an existence of a disease-producing factor. This factor, as was subsequently confirmed in the process of treatment, had been a hereditary disposition. The family history of this patient included diseases of respiratory organs, allergies, heart conditions, and malignant tumors. All these factors, combined together, indicated an existence of a family weakness of the body’s protective system the girl had inherited. This weakness of the protective mechanism became a strong factor that, once affected by external causes (vaccines, antibiotics), triggered an occurrence of chronic diseases.
I treated her for 7 years in total and achieved the patient’s gradual improvement from health level six to levels two/three. At the same time, symptoms of hereditary disposition were disappearing as well. At the end of the treatment, the girl demonstrated no signs of recurring illnesses, her epileptiform seizures disappeared, the girls possessed a well-balanced personality and her occasional respiratory conditions passed in a light form without any treatment⁷.
These cases demonstrate that symptoms belonging to miasmas go away. In theory, it means that the impact of a miasma is reduced, but to know but to know it for a fact, we must conduct studies, including those at the DNA level. However, it is very expensive and at the moment, homeopaths have no means for such academic research.
I.Z.: True, this is a striking example. Tell me, are your patients only those people that have been disappointed in allopathy, or there are those who have come to a homeopath consciously?
E.W.: There are both kinds.
I.Z.: Is there a difference in the attitude towards one’s own health between these two categories? For instance, the well-known homeopath Maesimund B. Panos claims, referring to a study of the patients’ opinions, that a homeopath’s patients believe they are willing to assume the responsibility for their health and consider the doctor as a person capable of helping them in this task. She contraposes the motivated patients of a homeopath and the passive attitude of the patients of an allopathy practitioner⁴.
E.W.: Probably those who come on their own are more conscious. But this is not necessarily the case. Among those who apply to the conventional medicine specialists there are people that have a conscientious attitude towards their health. I think it is rather hard to differentiate.
I.Z. Erik, what do you think, what exactly, how and where should be told to people so that they would have an opportunity to make their own conscious choice of the treatment method as a homeopathic or allopathic one? Really, despite the spread of homeopathy, the people’s knowledge of capacities of such therapeutic method as homeopathy cannot be considered large-scale yet.
E.W. The best thing would have been for the students of medical higher education institutions to be able to choose between two therapeutic methods, allopathy and homeopathy, after they had studied all general medical subjects, such as anatomy, physiology and allopathic pathology. Of such an opportunity exists, the government informs the patients of the fact, as it happens in India, for example. This way, a patient can choose which type of a specialist he/she will address. If it does not exist, then people can obtain information from magazine articles or interviews, for instance.
I.Z.: I would like to add the so-called “hearsay” that is a powerful channel of information distribution, especially with such opportunities of today as social networks and web forums. Moreover, stories of famous and influential personas are also an excellent source of information.
For example, it is widely known that in Great Britain, the royal family favors homeopathy. What appeals to them there? Perhaps, you know the story of how this has come to being that the British royal family gets treatment from homeopaths.
E.W.: I do not know the story for sure. The royal family has been supporting homeopathy for over 100 years. Back then, in the 19th century, homeopathy was very popular, because of being effective. For example, before homeopathy had arisen, it was impossible to cure pneumonia – there was no therapy for it. Later, people started using antibiotics, but prior to their invention, homeopathy was the only way to cure this illness.
I.Z.: Do you know any other famous patients of homeopaths?
E.W.: Bosch is yet another example of well-known people. He is the founder of a company that manufactures laundry machines and other household electronics. At some point, homeopathy helped him a great deal and now he sponsors an entire institute where homeopathy is studied. It is very important to understand that in such cases as the ones with the royal family and with Bosch, people support homeopathy, because they see the result. Homeopathy will not be supported otherwise. And nowadays, although we are criticized a lot, people still come to us, because we offer them effective treatment. They would not apply to us for any other reason.
I.Z.: I am also convinced that homeopathy exists thanks to its patients, despite everything.
By the way, what are the roots, in your opinion, of such a hostile attitude towards homeopathy in particular, as neither acupuncture, nor chiropractic invoke such annoyance and have such furious opponents. It all became a custom ever since the time of Hahnemann, didn’t it?
E.W. I believe homeopathy is used much wider, that is way it is talked about much more. Another reason is that this method enjoys a great success.
I.Z.: Why, in your opinion, do people throw discredit on the homeopathic method by spreading rumors about its non-scientific nature?
E.W.: These rumors are spread by people that know nothing about homeopathy. In fact, there is a great number of scientific studies that confirm the effectiveness of homeopathy. Unfortunately, these studies receive no recognition and are known to few. But there is much information on the internet, there are specialized websites there dedicated to homeopathy, so a person, let us say, a journalist, who wants to research this issue without prejudice can track down these studies and find scientific verification of homeopathy’s effectiveness.
The major problem is that homeopathy has no legal defense, no official recognition. Anyone can call themselves a homeopath. So, if someone calls themselves a homeopath and does something on behalf of homeopathy, this person can damage the reputation of homeopathy. For instance, there are people that deal with meditation and call themselves homeopaths, but they actually have nothing to do with homeopathy.
Now, if the government recognized homeopathy, there would have been certain action norms for homeopaths present and no such fraudulence would have been taking place. Thus, the current position of the government encourages a great number of charlatans to emerge.
I.Z.: Government of what country are we talking about?
E.W.: Any country where homeopathy meets no recognition. For instance, in Greece, homeopathy is recognized officially and suffers no criticisms. Homeopathy practitioners get a good education and implement homeopathy correctly.
I.Z.: This problem you have touched upon is important for Russia as well. We encounter here imperfections and contradictions in the legal acts concerning homeopathy. On one hand, homeopathy is recognized in our country, there is Decree of the Ministry of Healthcare No. 335 “Use of the homeopathy method in the practical healthcare” dated November 29, 1995, where the use of the homeopathy method in the practical healthcare is permitted. On the other hand, however, Decree of the Ministry of Healthcare No. 1664n “Approval of the medical services nomenclature” dated November 27, 2011, contains not a single word about homeopathy. It turns out that homeopathy is currently a part of non-conventional medicine while being an alternative medical system de facto. However, de jure, some of its forms may be implemented as a complementary method only. Alternative medicine – that is, independent systems or methods that may be used on an equal basis with conventional medicine – does not fall into the legal framework at all and the laws specify no notion of it. Hence, the perception of alternative medicine at the level of Wikipedia that treats all alternative methods as non-scientific and non-conclusive, and this list includes such world-widely reputed methods as homeopathy, traditional Chinese medicine, and Ayurveda⁹. This is why homeopathy today remains unprotected by law in Russia.
What legal standing does homeopathy have in Belgium, Greece and other European countries? We know that in Belgium, same as in Switzerland and Germany, one can use one’s health insurance certificate to pay for the services of a homeopath. But surely, this is not enough.
E.W.: In Greece, homeopathy is protected by law. It is recognized as a profession. In Germany, such notion as “Heilpraktik” (healing practice) exists and it is a legally accepted term. Within the scope of this practice, one must undergo a three-year-long education and receive a state-issued diploma upon its completion. It enables one to practice homeopathy, naturopathy and acupuncture. This diploma specifies certain restrictions for healers, as compared to physicians that have graduated from medical higher education institutions. For instance, healers may not perform surgeries. However, in the course of their education, they study anatomy, pathology and other general medical sciences. In Belgium and the Netherlands, there is no legal protection for this type of occupation.
I.Z.: Eric, you work in many countries as a homeopathy teacher and are the leading lecturer in the International Academy of Classical Homeopathy of George Vithoulkas. Tell me, why do you visit Russia so often?
E.W.: I visit Russia because people here are very motivated to study homeopathy. And homeopathy has great opportunities in Russia.
I.Z.: What exactly do you mean by great opportunities?
E.W.: There is a strong interest among the conventional medicine specialists that would like to use homeopathy in their practice. In addition, the public opinion in Russia is also setting with homeopathy and there are many patients here. Russian people take care of their health, they have become aware of this problem and want to do it using natural therapeutic methods. I also see opportunities in the fact that Russian people respond very well to the homeopathic treatment.
I.Z.: Why do Russians respond to the homeopathic treatment so well?
E.W.: I don’t know – perhaps, because Russians descend from stronger ancestors? The climate is severe in Russia; to live here, one must be strong. Maybe this is what facilitates the therapy.
I.Z.: How do you evaluate the overall health state of Russians?
E.W.: I really cannot generalize like this. All kinds of people come to me and some of them have a grave pathology that affects vital parts. Nevertheless, they respond very well to the homeopathic treatment. It means that their defense mechanism is in a sufficiently good shape, which is indicative of a certain health state. All this is definitely quite individual and it would be hard to make any generalizations. But I see that Russian people have a more practical mindset and it helps to retain good health.
I.Z.: Where do you see the place of homeopathy in the contemporary medical system? Is interaction between conventional medicine and homeopathy possible?
E.W.: To a certain extent, such interaction is possible, but at some point, it will grow very complicated. You see, conventional medicine is based on suppression. Homeopathy does the exact opposite – it stimulates the person’s defense mechanisms. This is why, at a certain point, a conflict arises.
I.Z.: You have dedicated your life to the dissemination of knowledge about homeopathy, professional development of homeopathy practitioners, and advancement of homeopathy itself. You have created the Homeopathy Archive and diligently work on perfection of the homeopathic method. Have the expectations you have harbored when you engaged in homeopathy been justified? What is your ultimate homeopathy-related dream?
E.W.: I am not an overly ambitious person. But I have a dream about such medical education system where a person could choose what medicine he or she would practice. India is a good example of it. A basic medical education there is for everyone, and then students choose between homeopathy and allopathy. This is a perfect case where you study at a university and choose your future line in the course of your education.
Unfortunately, in Europe, same as in many other countries worldwide, including Russia, there is a certain allopathy dictatorship at the moment. If only our authorities took a closer look at homeopathy, they would have been surprised by how effective it is while costing next to nothing. If the Russian government wants to save money, then homeopathy is a great opportunity to do so.
___________________
Footnotes by I. Zinovieva:
¹Van Woensel E., Characteristics and Peculiarities. A Compiled Materia Medica – Radar Keynotes 4, Archibel, Namur, Belgium, 2000, software.
²Vithoulkas G., Woensel E. van, Levels of Health, International Academy for Classical Homeopathy, Alonissos, 2009. Russian version published in 2012 by Gomeopaticheskaya medizina, Moscow.
⁴Repertory – a reference book of a homeopath practitioner used for choosing a homeopathic medication and containing a list of systemized symptoms.
⁵See case description: Woensel Erik van. Classical homeopathy. Therapeutic system based on evidence, М., Gomeopaticheskaya medizina, 2012. V.1. P. 95-96, 354-361.
⁶George Vithoulkas – a prominent homeopath of today, a laureate of prestigious Alternative Nobel Prize, the founder of International Academy for Classical Homeopathy on Alonissos Island (Greece).
⁷This case is described in details in: Vithoulkas George, Woensel Erik van. Levels of Health. Practical application and case studies, P. 220-266.
⁸Panos Maessimund B. Homeopathic Medicine At Home: Natural Remedies for Everyday Ailments and Minor Injuries [as expounded by Jane Himlich]. – Novosibirsk: Gomeopaticheskaya kniga, 2012. P. 40.
⁹I would like to draw the readers' attention to the existing clearness of these notions in Europe. Thus, as far back as in 1999, George Vithoulkas was invited in the Council of Europe to make a presentation of homeopathic medicine as one of the therapeutic methods. The text that was published after the session included a categorization of various treatment methods made by Vithoulkas: “…alternative medicine, including homeopathy and acupuncture; complementary medicine, including osteopathy, chiropractic, phytotherapy, natural therapy, etc.; paramedicine, including such techniques as meditation and music therapy…” See: Vithoulkas George, Woensel Erik van. Levels of Health. Practical application and case studies. P. 14-15.