Мой регион:
Войти через:

Аутизм. Взгляд на проблему.

Аутизм. Взгляд на проблему.
21.07.2018

Врач-невролог, гомеопат, кандидат медицинских наук В.В. Ерохин


Это было давно. Тогда я был студентом 5-го курса медицинского университета и принимал участие в неврологических и нейропсихологических осмотрах и наблюдении за детьми в одном из замечательных детских учреждений г. Москвы - Центре Лечебной Педагогики. На одном из таких осмотров и появился мой первый опыт, мое знакомство с ребенком страдающим аутизмом. Его звали Арсений и возраст его был около 4-5 лет, точно не помню. За какие-то секунды этот малыш смел в аудитории, где проходил осмотр, все возможное… Его «локализовали», прервав тем самым «бурю». Что я вынес из той встречи - ребенок очень необычно реагировал на внешние раздражители. А именно - на боль. В то время, пока он был «локализован», его обследовали - как могли. Естественно, классический неврологический осмотр был невозможен, и оценка его реакций была косвенная. Но - совершенно точно удалось оценить, что его чувствительность была весьма необычной - реакция на болевой стимул («длительный» щипок) завершилась ориентировочной реакцией ребенка на область, где наносилось воздействие. Он даже не отдернул руку по истечении …около 20 минут… то есть, латентный период поступления и переработки информации, а также ответ, составили около 20 минут. Это был своеобразный рекорд - более такой реакции я не встречал. Прошли годы. Я закончил обучение в университете, получил специализацию в области неврологии. И в последующей практике, при встречах пациентов с аутическими расстройствами, шаги по активации афферентных систем были для меня ведущими.

Резюмируя вышесказанное, можно говорить об особенностях функционирования афферентных и эфферентных систем головного мозга, а именно, о латентном периоде в цепочке: поступление - переработка - обратная передача информационного ответа.

По мере того, как накапливался опыт в отношении пациентов с аутизмом, для меня выявилась еще одна особенность их неврологического статуса. Она относится к мышечному тонусу - у всех была отмечена мышечная гипотония, выраженная в большей или меньшей степени. Сказать о первичности или вторичности этого состояния сложно (учитывая тот факт, что дети с аутическими расстройствами появляются у врача далеко не в первые месяцы жизни). Можно предполагать, что наличие синдрома мышечной гипотонии, в конечном итоге, способствует формированию состояния сенсорной дефицитарности, о чем было сказано выше. Равно как возможна и обратная ситуация – мышечная гипотония может формироваться в состоянии афферентно-эфферентного дисбаланса.

Но в любом случае, нагрузка, направленная на активацию сенсорной сферы, оказывает нормализующее воздействие на мышечный тонус, что подтверждается практикой (на этом фоне улучшается общая психическая активность детей).

Также нужно сказать об особенностях соединительной ткани, а именно о проявлении синдрома соединительнотканной дисплазии. Сочетание мышечной гипотонии и соединительнотканных нарушений, дополняющих друг друга, в определенной степени, затрудняет и без того сложную реабилитацию этих пациентов.

Еще одним важным открытием для меня стало следующее. Анализируя анамнестические данные развития детей, оценивая, в том числе, состояние мам, могу сказать, что у всех отмечались определенные особенности в психоэмоциональной сфере: мамы не были с детьми «здесь» и «сейчас». Они были либо в прошлом, либо в будущем, либо в параллельном временном измерении, но никак не в настоящем. Везде где угодно, но - эмоционально - не с детьми. Естественно, они выполняли все необходимое, что связано с жизнедеятельностью ребенка - кормили, гуляли, купали, играли, читали книжки, совершали весь необходимый уход и т.д. - но эмоционально мамы были не с детьми. Причина подобного состояния у каждой из мам была своей собственной, индивидуальной. Этот фактор, на мой взгляд, был достаточно значимым в возникновении данного расстройства.

Особенности конституции являются, несомненно, предрасполагающим фоном для развития аутизма. И здесь наиболее эффективным терапевтическим методом воздействия является лечение гомеопатическими лекарствами. Их использование дает большие возможности в восстановлении пациентов с данной проблемой; об этом знают все врачи-гомеопаты. Перечень наиболее часто назначаемых препаратов в этих случаях достаточно хорошо известен, но, тем не менее, индивидуален. В моей практике наиболее часто назначаемыми были; стафизагрия, ликоподиум, гиосциамус, туберкулинум, различные «калькареи», каустикум. Изопатические гомеопатические препараты также были успешно использованы.   Их назначение исходило из проводимой реперторизации, а также особенностей состояния сенсорной системы, мышечного тонуса и особенностей соединительной ткани.

Таким образом, лечение синдрома аутизма у детей складывается из следующего: гомеопатического лечения, работы с психологическим состоянием матери, телесно-ориентированной терапии, психолого-педагогического сопровождения. И чем раньше выявлены особенности ребенка; поставлен диагноз, чем менее длительной была аллопатическая терапия; тем более благоприятен прогноз.