фон Шен-Ангерер Т., Манчанда Р.К., Ллойд И., и др..
Традиционное, комплементарное и интегративное здравоохранение: глобальный взгляд заинтересованных сторон на текущую и будущую стратегию ВОЗ. BMJ Glob Health 2023;8 :e013150.doi:10.1136/ bmjgh-2023-013150
ОБЗОР
Поскольку «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины: 2014–2023 гг.» вступает в завершающую фазу, необходимо задуматься о прогрессе и фокусе новой стратегии. Мы использовали документацию ВОЗ для анализа прогресса в достижении целей текущей стратегии, добавив роль традиционного, комплементарного и интегративного здравоохранения (ТКИЗЗЗ) для борьбы с конкретными заболеваниями как аспект, отсутствующий в текущей стратегии. Наш анализ завершается по пяти направлениям.
Во-первых, объем исследований ТКИЗ растет, но не соизмерим с использованием ТКИЗ. Исследования ТКИЗ требуют приоритизации и увеличения финансирования в национальной исследовательской политике и программах.
Во-вторых, руководство ВОЗ по обучению и практике содержит полезные минимальные стандарты, но регулирование практикующих специалистов ТКИЗ также должно отражать различную природу формальной и неформальной практики.
В-третьих, достигнут прогресс в регулировании лекарственных средств растительного происхождения, но продукты ТКИЗ другого происхождения все еще требуют решения. Подход к регулированию, основанный на оценке риска, для всего спектра продуктов ТКИЗ кажется целесообразным, и ВОЗ должна предоставить рекомендации в этом отношении.
В-четвертых, потенциал ТКИЗ в борьбе с конкретными заболеваниями часто упускается из виду. При разработке стратегий борьбы с заболеваниями было бы полезно рассмотреть фактические данные и, при необходимости, включить в них практику ТКИЗ.
В-пятых, включение ТКИЗ в национальную политику здравоохранения различается в разных странах: некоторые интегрируют практику ТКИЗ, а другие стремятся ее ограничить. Мы поддерживаем создание позитивной структуры во всех странах, которая закрепляет роль ТКИЗ в достижении всеобщего охвата услугами здравоохранения. Наконец, мы призываем привлечь заинтересованные стороны к участию в разработке новой Стратегии ВОЗ в области традиционной медицины.
ОБЗОРНАЯ ВСТАВКА
• ВОЗ приступила к разработке новой десятилетней стратегии традиционной медицины, которая будет представлена на утверждение Всемирной ассамблее здравоохранения в 2025 году.
• У заинтересованных сторон в традиционном, комплементарном и интегративном здравоохранении (TКИЗ) есть время, чтобы обдумать и внести свой вклад в новую стратегию ВОЗ.
• Наш анализ обращает внимание на несколько важнейших областей: исследования; регулирование продуктов, практикующие и практики; использование подходов ТКИЗ для укрепления здоровья, профилактика и лечение; и интеграция в системы здравоохранения.
• Авторы рекомендуют рассматривать ТКИЗ как ключевой ресурс в переориентации систем здравоохранения с болезни на модель, ориентированную на человека.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль традиционного, комплементарного и интегративного здравоохранения (ТКИЗ) в достижении здоровья и благополучия, а также всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) указана в Стратегии ВОЗ в области традиционной медицины: 2014–2023 гг. (Стратегия ВОЗ по ТМ) и в Астанинской декларации о Первичной медико-санитарной помощи, с соответствующей операционной структурой.1 2 Роль ТКИЗ в достижении здоровья и благополучия для всех была вновь подчеркнута на недавнем саммите ВОЗ по традиционной медицине в Индии.3
Поскольку Всемирная ассамблея здравоохранения приняла решение продлить действие нынешней Стратегии ВОЗ по TM до 2025 года и поручить ВОЗ разработать новую 10-летнюю стратегию,4 необходимо задуматься о прогрессе и пути вперед. На сегодняшний день большая часть внимания к реализации Стратегии ВОЗ по TM сосредоточена на прогрессе, достигнутом ее странами-участниками,5 с меньшим вниманием к заинтересованным сторонам, таким как организации образовательные учреждения, исследователи и практики. Это может быть связано с отсутствием на данный момент четкого механизма отчетности для заинтересованных сторон. Мы стремимся оценить прогресс в реализации Стратегии ВОЗ по ТМ и очертить точку зрения заинтересованных сторон ТКИЗ на следующую Стратегию ВОЗ по ТМ.
Вставка 1.
Отрывок из «Народной декларации о традиционном, комплементарном и интегративном здравоохранении», доступно онлайн (https://tcih.org/).
Здравоохранение,которое мы желаем
• Фокусируется на человеке в целом, включая физическое, умственное, социальное и духовное измерения.
• Ориентировано на пациента и поддерживает самоисцеление и создание здоровья.
• Участвует и уважает индивидуальный выбор.
• Основан на фактических данных путем интеграции клинического опыта и ценностей пациентов с наилучшей доступной исследовательской информацией.
• Уважает культурное разнообразие и региональные различия.
• Является неотъемлемой частью общественного и планетарного здоровья.
• Использует природные и возобновляемые ресурсы, которые бережно относятся к здоровью нашей планеты.
• Интегрирует традиционные, комплементарные и биомедицинские практики в духе поддержки и сотрудничества.
Призыв к действию Всем странам
• Обеспечить полный доступ к традиционному, комплементарному и интегративному здравоохранению (ТКИЗ) как части права на здоровье для всех.
• Включить ТКИЗ в национальные системы здравоохранения.
• Обеспечить аккредитацию медицинских работников ТКИЗ в соответствии с международными образовательными стандартами для обеспечения качественной медицинской помощью.
• Обеспечить доступ и безопасность лекарств ТКИЗ с помощью специальных механизмов регулирования.
• Финансировать исследования ТКИЗ и распространять достоверную информацию о ТКИЗ среди общественности.
Все медицинские работники
• Содействовать уважительному сотрудничеству между представителями всех медицинских профессий в целях достижения личностно-ориентированного и целостного подхода к здравоохранению.
Все СМИ и публикации
• Обеспечить точную и объективную отчетность по ТКИЗ.
Эта статья написана с точки зрения «Народной декларации о традиционном, комплементарном и интегративном здравоохранении» (https://tcih.org/), всемирной коалиции более 300 профессиональных организаций и организаций пациентов, исследовательских центров и образовательных учреждений (авторы являются сооснователями этой коалиции). Коалиция объединяется вокруг Декларации ТКИЗ (см. вставка 1 основные моменты из Декларации) и призывает к уважительному сотрудничеству между традиционными, комплементарными и биомедицинскими практиками.
В этой области используются различные термины. ВОЗ определила «традиционную медицину» и «комплементарную медицину» и объединила эти термины в ТиКМ.1 ВОЗ также использует термин «традиционная, комплементарная и интегративная медицина», но пока не дала определения ни «интегративной медицине», ни более широкому обобщающему термину.6 Для целей данной статьи мы используем более широкий термин «традиционное, комплементарное и интегративное здравоохранение» (ТКИЗ), чтобы обозначить уважительное сотрудничество между различными системами здравоохранения и их медицинскими работниками с целью предложить ориентированное на человека и целостное здравоохранение и подход к здоровью.
В этой статье мы анализируем прогресс и обсуждаем будущие перспективы достижения следующих трех целей Стратегии ВОЗ по ТМ: исследования; регулирование практики, практикующих и продуктов ТКИЗ (для удобства анализа мы разделяем регулирование продуктов); и интеграция в системы здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.1 Мы также размышляем о вкладе ТКИЗ в решение конкретных проблем здравоохранения – области, которая отсутствует в текущей стратегии ТМ. В сферу охвата данного документа входят традиционные и комплементарные практики, которые являются или могут быть частью регулируемого здравоохранения. Прогресс в реализации Стратегии ВОЗ по TM оценивался на основе отчетов ВОЗ о ходе работы за 2019 и 2022 годы.7 8 Отчет ВОЗ о реализации стратегии ТМ,9 и публикации ВОЗ по ТиКМ с 2014 года, доступны на веб-сайте. Все выявленные конечные результаты (публикации, встречи экспертов) были сопоставлены с областями политики, отмеченными ранее, и обобщены в таблице 1. Прогресс на уровне стран был взят из Глобального доклада ВОЗ по традиционной и комплементарной медицине за 2019 г., который основан на опросе стран, проведенном в 2018 г., то есть на полпути реализации стратегии ТМ на 2014–2023 гг.5: основные результаты этого подробного исследования приведены в таблице 1.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 1: РАСШИРЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ТКИЗ
Основные данные
Страны сообщают, что наиболее распространенной проблемой в реализации Стратегии ВОЗ по TM было недостаточность исследовательских данных.5 Семьдесят пять стран признали наличие национальных исследовательских центров ТКИЗ, а 12 сообщили о государственном финансировании исследований ТКИЗ.5 Важным событием стало то, что ВОЗ и правительство Индии в июне 2022 года открыли новый Глобальный центр ВОЗ по традиционной медицине. Центр все еще развивается в Джамнагаре, Индия, и его деятельность будет сосредоточена на фактических данных и обучении; данных и аналитике; устойчивости и равенстве; инновации и технологии.10
Обсуждение
Исследования и фактические данные, подтверждающие решения в области здравоохранения, имеют решающее значение. Несмотря на то, что объем исследований ТКИЗ растет, о чем свидетельствуют более 26 000 клинических испытаний дополнительных методов лечения в Центральной базе данных Кокрейн (поиск терминов MeSH от 13 сентября 2023 г.) и 975 обзоров Кокрейн, связанных с комплементарной медициной,11 объем доступных данных не соответствует ни широкому использованию ТКИЗ, ни его сложности и разнообразию.
Существует поразительное противоречие в том смысле, что различные страны, подчеркивающие необходимость дополнительных исследований, не инвестируют в необходимые исследования.
Еще одна проблема – методология исследования. Большинство практик ТКИЗ представляют собой сложные системы теории и практики с долгой историей устоявшегося использования.12 В то время как количество методов лечения, продуктов и показаний для изучения в ТКИЗ может быть пугающим — каждая система ТКИЗ (например, антропософская медицина, аюрведа или натуропатия) потенциально включает большое разнообразие и количество методов лечения и продуктов 13 — выбор плана исследования, который точно отражает конкретную практику ТКИЗ, может оказаться сложной задачей.
Например, исследования в области акупунктуры требуют рассмотрения различных вопросов, многие из которых не учитываются в стандартных протоколах исследований.14
• Сложность и вариативность вмешательства, например, разные способы расположения точек акупунктуры, техники манипуляций иглами, количество сеансов лечения.
• Индивидуальный характер назначения и использование в составе нескольких методов лечения.
• Важность опыта практикующего врача.
• Контекстуальные факторы, такие как взаимодействие пациента и практикующего врача и ожидания пациента.
• Адекватный контроль, то есть имитация иглоукалывания в качестве плацебо, сама по себе может иметь терапевтический эффект.
Для решения этих проблем при испытаниях иглоукалывания было разработано руководство 15 и предпринимаются усилия по определению проектов исследований, адаптированных к специфической природе ТКИЗ.16
Предлагаемые действия
Увеличение доказательной базы ТКИЗ и широкое распространение результатов потребуют определения приоритетов и финансирования в национальной и глобальной исследовательской политике и программах. Такая расстановка приоритетов необходима для информирования политики и реализации безопасных и эффективных мер ТКИЗ. Руководство ВОЗ по дизайну исследований необходимо для отражения сложности и разнообразия практик и продуктов.
Таблица 1 Реализация Стратегии ВОЗ в области традиционной медицины на 2014–2023 гг. на основе отчетности ВОЗ5 7 8 |
|||
Область политики |
Цель стратегии ВОЗ в области традиционной медицины. |
Реализация в стране по состоянию на 2018 г.5 |
|
Увеличение доказа- тельной базы. |
1: Создать базу знаний для активного управления тра- диционной и комплементар- ной медициной посредством соответствующей нацио- нальной политики. |
Глобальный центр ВОЗ по традиционной медицине в Индии открылся в 2022 году. Руководящий документ ВОЗ по клиническим исследованиям в тради- ционной медицине: в стадии подготовки. Глобальный отчет о внедрении ТиКМ (2019). |
В 75 странах есть национальные науч- но-исследовательские институты ТиКМ. 12 стран ответили, что они предостав- ляют государственное финансирование исследований в области ТиКМ. |
Регулирование практикующих и практик. |
2: Для усиления обеспечения качества, безопасности, над- лежащего использования и эффективности ТиКМ путем регулирования продуктов, практик и практиков ТиКМ. |
Ориентиры для обучения Унани (2022), Аюрведе (2022), Туине (2021), акупунктуре (2021), антропософской медицине (2023), при подготов- ке к тибетской медицине, традиционной китайской медицине, йоге. Ориентиры для практики по акупунктуре (2021), Аюрведе (2022), Туине (2022), Унани (2022), при подготовке к баночным процедурам, Нуад Тай, традиционной китайской медицине. |
78 стран регулируют деятельность поставщиков ТиКМ. |
Регулирование продуктов. |
2: Для усиления обеспечения качества, безопасности, над- лежащего использования и эффективности ТиКМ путем регулирования продуктов, практик и практиков ТиКМ. |
Руководство по выбору маркерных веществ для контроля каче- ства лекарственных средств растительного происхождения (2017); рекомендации по методам обрабоТКИЗ трав (2018); рекомендации по надлежащей производственной практике производства лекарственных средств растительного происхождения (2018), ключевые технические вопросы лекарственных средств растительного происхождения с уче- том взаимодействия с другими лекарственными средствами (2021). Международная фармакопея лек. растений: в стадии подготовки. Международное сотрудничество в области регулирования лекарствен- ных средств растительного происхождения (IRCH): продолжается. |
В 124 странах действуют законы или постановления о лекарственных травах (+8 с 2012); В 35 из них действовали исключительные правила в отношении лекарственных средств растительного происхождения. По состоянию на 2022 год в IRCH участвуют 47 стран. |
Вклад ТКИЗ в решение конкретных проблем здравоохранения. |
Н/Д |
Совещание экспертов ВОЗ по традиционной китайской медицине при лечении COVID-19. |
Пока не входит в отчетность ВОЗ. |
Включение ТКИЗ в процесс достижения всеобщего охвата услугами здраво- охранения. |
3: Содействовать всеобщему охвату услугами здравоох- ранения путем интеграции услуг ТиКМ в систему предо- ставления услуг здравоохра- нения и самопомощи. |
Региональные рамки для использования традиционной и компле- ментарной медицины для достижения здоровья и благополучия в Западной части Тихого океана (Western Pacific) (2022). Модели для TиКM в первичной медико-санитарной помощи (2018). Глобальный отчет о внедрении TиКM. Рамки для интеграции TиКM в системы здравоохранения: в процессе подготовки. Стандартная терминология по традиционной китайской медицине (2022). Продолжается работа над терминологией для аюрведической, медицины Сиддха и Унани. Включение главы о традиционной медицине в МКБ-11. 2 показателя по TиКM в Глобальном справочном списке ВОЗ из 100 основных показателей здоровья. |
13 стран ответили, что имеют нацио- нальный план по интеграции TиКM в систему национального здравоохране- ния. |
ТКИЗ, традиционное, комплементарноеи интегративное здравоохранение; TиКM, традиционная медицина и комплементарная медицина. |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 2: РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ И ПРАКТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основные данные
ТКИЗ широко используется во всем мире: его использование признают 170 из 194 стран-участников ВОЗ. Тем не менее, по состоянию на 2018 год (более новая информация отсутствует) только 78 стран указали, что они регулируют практикующих специалистов ТиКМ.5 Чаще всего регулируются категории практикующих врачей коренных народов, традиционной медицины; иглоукалывание; хиропрактика. Поддержка ВОЗ регулирования включает публикацию восьми образовательных стандартов для обучения и семи образовательных стандартов для практики с 2014 г. (см. таблицу 1).
Обсуждение
Регулирование деятельности медицинских работников и практики признается важной основой для обеспечения качества, безопасности и эффективности медицинских услуг.17 Регулирование обеспечивает подотчетность, что порождает доверие и легитимность. Это также важно в контексте, когда положение ТКИЗ находится под угрозой в преобладающей биомедицинской системе здравоохранения.18
Приведенные выше цифры о количестве стран, регулирующих практиков ТКИЗ, могут быть заниженными: например, только восемь стран-участников сообщили о регулировании натуропатии,5 в то время как более целенаправленная методология Всемирной федерации натуропатии выявила 34,19 предлагая, чтобы помимо стран, для составления таких отчетов также были опрошены профессиональные организации и другие соответствующие заинтересованные стороны.
Регулирование практикующих специалистов в ТКИЗ также может иметь непредвиденные последствия. Утверждалось, что регулирование подчиняет ТКИЗ доминирующей биомедицинской системе, в которой эти практики всегда будут считаться второстепенными.18 Стандартизация обучения и практики может поставить под угрозу суть практики коренных народов, которая неформально передается из поколения в поколение и носит живой и динамичный характер.18
Путь вперед должен быть детализирован. Во-первых, политики, потребители и практики ТКИЗ обычно поддерживают регулирование, даже если некоторые практики ТКИЗ считают саморегулирование адекватным, и эта точка зрения не разделяется потребителями.17 Таким образом, эталонные документы ВОЗ продолжают представлять интерес для более формализованной практики ТКИЗ. Как уже имело место, составление сравнительных документов для обучения и практики ТКИЗ должно стать совместным процессом между заинтересованными организациями-практиками, образовательными учреждениями и ВОЗ/регуляторным органом. Практикующие специалисты могут предоставить информацию о результатах образования, необходимых для профессии, помочь сопоставить данные о безопасности, эффективности и экономике и сыграть значительную роль в регулировании практики.19
Во-вторых, регулирование должно быть частью более широкой политической основы ТКИЗ, которая также определяет и защищает практику коренных народов. Это может включать, среди прочего, защиту традиций коренных народов, в том числе от несправедливого использования и незаконного присвоения; безопасность, которая включает активное обсуждение концепций риска, специфичных для конкретной парадигмы 20; соответствующее продвижение практики; и устойчивое использование видов растений и животных.
Предлагаемые действия
ВОЗ могла бы разработать типовую политику регулирования практикующих специалистов и практики ТКИЗ, принимая во внимание различную природу формальной и неформальной практики. Странам рекомендуется оценивать и признавать контрольные документы ВОЗ в качестве минимальных стандартов, соответствующих их национальному контексту.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 3: РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ЗДОРОВЬЯ
Основные данные
До сих пор ВОЗ уделяла особое внимание лекарственным растениям путем создания форумов для регулирующих органов, таких как Международное сотрудничество по регулированию в области фитотерапии, и разработки руководств по обработке, контролю качества и производству лекарственных растений, в частности, подготовке международной фармакопеи лекарственных растений (см. табл. 1). Тридцать пять стран сообщили о наличии особых механизмов регулирования для продуктов растительного происхождения (наиболее широко регулируемая форма продуктов ТКИЗ); это может быть занижением данных, поскольку в некоторых странах могут быть специальные положения для продуктов ТКИЗ в соответствии с тем же регламентом.5
Обсуждение
Регулирование продуктов медицинского назначения ТКИЗ играет важную роль, поскольку они широко используются, в том числе в качестве формы «безрецептурного» ухода за собой без надзора со стороны практикующего врача, и поэтому это может приносить как значительную пользу, так и потенциальные риски.
До сих пор ВОЗ занималась продуктами растительного происхождения и почти не занималась регулированием других типов продуктов ТКИЗ, например продуктов минерального или животного происхождения,1 она также не предоставила рекомендаций по конкретным подходам к регистрации продуктов ТКИЗ.
Конкретный подход, основанный на оценке рисков, вероятно, хорошо подходит для продуктов ТКИЗ, адаптируя нормативные требования к предполагаемому использованию и истории использования, безопасности и эффективности, обеспечивая строгую оценку продуктов с высоким риском, а также заявлений по показаниям, при этом всегда гарантируя качество. Признавая многолетнюю историю использования и профиль безопасности многих продуктов ТКИЗ, такие страны, как Швейцария, Германия, Канада и Австралия, предоставляют специальные пути для продуктов ТКИЗ, обеспечивая качество, безопасность и доступ. 21 22 23
С точки зрения здоровья планеты, продукты ТКИЗ имеют потенциальные преимущества и недостатки. Даже небольшой переход к назначению биомедицинских фармацевтических препаратов на продукты ТКИЗ может снизить выбросы углекислого газа и загрязнение окружающей среды биомедицинскими фармацевтическими препаратами.24 Однако, если они не производятся на устойчивой основе и в полном соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии, включая Нагойский протокол Конвенции о доступе к генетическим ресурсам и справедливом и равноправном совместном использовании Выгод,25 продукция ТКИЗ может представлять угрозу для находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.26
Предлагаемые действия
ВОЗ должна решить вопросы регулирования для всех типов продуктов ТКИЗ, а не только для продуктов растительного происхождения. Во всех странах следует поощрять методы регулирования, основанные на рисках, для всего спектра продуктов ТКИЗ. ВОЗ может предоставить соответствующие политические рекомендации о том, как установить такие правила, принимая во внимание конкретные соображения эффективности, безопасности и доступности продуктов ТКИЗ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 4: ВКЛАД ТКИЗ В РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основные данные
Несмотря на потенциал, а иногда и риски, ВОЗ еще не выпустила конкретных обзоров или рекомендаций относительно того, где вмешательства ТКИЗ могут быть наиболее полезными и как интегрировать научно обоснованные вмешательства ТКИЗ в профилактику и ведение заболеваний - это просто не было частью текущей стратегии ТМ. Заметным исключением стал COVID-19, когда ВОЗ и некоторые страны-участники отреагировали на высокий интерес и использование ТКИЗ.27 ВОЗ выпустила отчет о традиционной китайской медицине (ТКМ) при COVID-19, а в Китае, например, были выпущены национальные руководства по традиционной китайской медицине (ТКМ) при COVID-19, и несколько растительных продуктов были одобрены для использования при COVID-19.
Обсуждение
Необходимо активно рассматривать потенциал ТКИЗ для решения глобальных проблем здравоохранения, таких как неинфекционные заболевания (НИЗ), рак и устойчивость к противомикробным препаратам (УПП), а также учитывать существующие фактические данные и опыт. Управление образом жизни и развитие грамотности и способностей в области самопомощи являются центральным направлением многих систем ТКИЗ (например, Аюрведа, йога и натуропатия).19 28 29 Появляющаяся исследовательская база поддерживает более широкое включение ТКИЗ, при этом многочисленные исследования иллюстрируют роль подходов ТКИЗ в борьбе с НИЗ — например, пользу иглоукалывания и прижигания для прекращения курения.30
Интегративная онкология, то есть использование практик ТКИЗ наряду с традиционными методами лечения рака, оптимизирует здоровье, улучшает качество жизни и клинические результаты.31 32 Это может включать в себя интеграцию конкретной терапии на основе доказательств; интеграция практик, основанных на моделях убеждений пациентов о здоровье и культурно-религиозных традициях 33; или интеграция всей системы ТКИЗ, такой как антропософская медицина, в лечение рака.34
Специалисты ТКИЗ также активно участвуют в решении глобальной проблемы УПП путем снижения зависимости от антибиотиков. Было показано, что врачи, прошедшие дополнительную подготовку в области ТКИЗ, назначают меньше антибиотиков – в основном из-за поощрения более широкого использования методов самопомощи и практики ТКИЗ – при неосложненных инфекциях для аналогичных групп населения, чем их традиционно практикующие коллеги, без отрицательного влияния на результаты.35 36 С другой стороны, предпочтения пациентов в отношении традиционной медицины могут быть фактором, способствующим задержке или предотвращению адекватного лечения туберкулеза 37 и малярии,38 иллюстрируя необходимость эффективной интеграции и сотрудничества между различными подходами.
Предлагаемые действия
ВОЗ должна определить и проанализировать потенциал ТКИЗ для укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний и призвать страны-участники сделать то же самое.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 5: ВКЛЮЧЕНИЕ ТКИЗ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВОУЗ
Основные данные
37 стран региона Западной части Тихого океана (Western Pacific) ВОЗ согласились определить и закрепить в национальной политике здравоохранения роль ТиКМ в достижении благополучия и здоровья, а затем постепенно создать или укрепить другие ключевые компоненты, такие как обеспечение качества, безопасности и эффективности здравоохранения, услуг по уходу, расширение охвата и справедливого доступа к услугам, а также расширение исследований, сбора фактических данных и инноваций с течением времени.39 Добавление главы, посвященной ТМ, в Международную классификацию болезней (МКБ-11) теперь позволяет собирать данные ТКИЗ как часть обычных информационных систем здравоохранения.
Обсуждение
Для использования вклада ТКИЗ в достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения необходима позитивная система здравоохранения. Индия представляет собой пример страны, активно работающей над интеграцией биомедицинских практик и практик ТКИЗ (называемых в Индии AYUSH*- Аюрведа, Йога и Натуропатия, Унани, Сиддха, Сова-Риг-па и Гомеопатия) в ВОУЗ. Система AYUSH включает в себя собственное министерство, которое отвечает за стандарты и руководящие принципы регулирования деятельности преподавателей, исследовательских центров, продуктов и медицинских услуг для каждой признанной системы. Исторически сложилось так, что каждая – система AYUSH и биомедицина работали в основном изолированно, и поощрение интеграции теперь рассматривается как приоритет национальной политики: Национальная политика здравоохранения Индии 2017 года прямо призывает к включению потенциала систем AYUSH во все аспекты жизни в рамках содействия улучшению здоровья населения.40 Несмотря на политику возрождения местных традиций здравоохранения и соответствующее включение в AYUSH, местная практика коренных народов на самом деле часто не учитывается и рискует оказаться на обочине.18 41
Хотя Стратегия ВОЗ по TM призывает уделять больше внимания интеграции ТКИЗ, некоторые страны вводят более строгие ограничения. Например, Министерство здравоохранения и Министерство науки Испании в 2018 году опубликовали «План защиты здоровья от псевдотерапевтических методов» (Plan para la protección de la salud frente a las pseudoterapias) и с тех пор перечислили 73 метода лечения как псевдотерапевтические практики, а 67 находятся на стадии оценки, включая иглоукалывание и аюрведу.42
В этом контексте различной поддержки, подходов и механизмов интеграции руководство по моделям соответствующей интеграции ТКИЗ в системы здравоохранения, готовящееся ВОЗ, будет полезным в предстоящие годы. Такое руководство могло бы помочь странам в достижении интеграции, обеспечивающей безопасность и эффективность для общества, избегая возможных крайностей, связанных с запретом или разрешением всех практик ТКИЗ.
Также следует учитывать вопросы доступа. Традиционная медицина уже давно считается «заполнителем пробелов» в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения в странах с низкими доходами, где она широко доступна и применима, а биомедицинская помощь является недостаточной.43
Однако обзор использования ТКИЗ в странах Африки к югу от Сахары показывает, что спрос на ТКИЗ увеличивается, а не уменьшается по мере улучшения доступа к биомедицинской помощи, что предполагает предпочтения, выходящие за рамки доступности и приемлемости.44 Многие страны с более высоким уровнем дохода не включают ТКИЗ в свое медицинское страхование; в этих условиях обращение за медицинской помощью для получения ТКИЗ, по-видимому, связано с высшим образованием, но не с более высоким доходом, что позволяет предположить, что люди обращаются за ТКИЗ, преодолевая значительные экономические и другие препятствия.45 Включение ТКИЗ в медицинское страхование важно для обеспечения равного доступа и противовеса риску несправедливой коммерциализации в этом секторе.46
В рамках позитивной политики также важна позитивная модель здоровья и благополучия, выходящая за рамки отсутствия модели болезни, поскольку такие факторы, как устойчивость, целеустремленность, значимость и самоконтроль, все чаще признаются в качестве центральных аспектов здоровья.47 ТКИЗ может способствовать переходу от здравоохранения, ориентированного на болезни, к здравоохранению, ориентированному на человека и сообщество 39 потому что традиционные и дополнительные системы обычно концептуализируют здоровье позитивно как способность сбалансировать и активно восстанавливать целостность.12 48
Предлагаемые действия
Основы политики ТКИЗ в регионе Западной части Тихого океана (Western Pacific) 39 может предоставить потенциальную основу для интеграции и сотрудничества между всеми профессиями здравоохранения. Руководство ВОЗ по интеграции ТКИЗ в системы здравоохранения поможет странам определить свою собственную предпочтительную модель интеграции. Включение научно обоснованных вмешательств ТКИЗ в охват услугами здравоохранения необходимо для обеспечения равного доступа. И, возможно, самое главное, переориентация систем здравоохранения с болезни на модель, ориентированную на человека, может опираться на подходы ТКИЗ как на ключевой компонент этой переориентации.49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТКИЗ предоставляет значительную возможность поддержать достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения. Требуется увеличение государственных инвестиций в исследования ТКИЗ, а также более тесное сотрудничество между правительствами и специалистами ТКИЗ в разработке стратегий ТКИЗ для обеспечения адекватного регулирования и доступа к практикам, пракующим и продуктам ТКИЗ. ТКИЗ представляет собой ценный, но часто неиспользованный ресурс для решения ряда конкретных проблем со здоровьем. Уважительное сотрудничество между всеми медицинскими работниками и партнерство между различными участниками будут иметь ключевое значение для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения, как того требуют Астанинская декларация и Декларация ТКИЗ.
Принимая во внимание глобальные изменения, прогресс и уроки, извлеченные в ТКИЗ за последнее десятилетие, необходимо сформулировать новую амбициозную стратегию и план действий ВОЗ по ТМ. Мы призываем к активному консультированию заинтересованных сторон ТКИЗ в этом процессе.
Принадлежность авторов
1 Международная федерация антропософских медицинских ассоциаций, Брюссель, Бельгия
2 Отделение общей педиатрии, Университетские больницы Женевы, Женева, Швейцария
3 Департамент здравоохранения и благополучия семьи, правительство Дели, Управление AYUSH, Дели, Индия
4 Всемирная натуропатическая федерация, Торонто, Онтарио, Канада
5 Национальный центр натуропатической медицины, Университет Южного Креста, Лисмор, Новый Южный Уэльс, Австралия
6 RedePICS Brasil, Бразильская сеть интегративных и комплементарных практик в здравоохранении, БелуОризонти, Бразилия
7 Сеть традиционной, комплементарной и интегративной медицины для Северной и Южной Америки, Богота, Колумбия
8 Медицинский научно-исследовательский институт Кени, Найроби, Кения
9 ЕВРОКАМ, Брюссель, Бельгия
10Европейская федерация ассоциаций гомеопатических пациентов, Амстердам, Нидерланды
11 Академия интегративного здравоохранения и медицины, Ла-Хойя, Калифорния, США
12 Индонезийская ассоциация общественного здравоохранения, Джакарта, Индонезия
13 Департамент общественного здравоохранения, Университет Мухаммадии Суракарта, Джакарта, Индонезия
14 Всемирный форум интегративной медицины, Лондон, Великобритания
15 Центр доказательной китайской медицины, Пекинский университет китайской медицины, Пекин, Китай
Твиттер Табата Паркера @drtabathaparker
Авторы TvS-A, RKM, RvH, JL, JS, IL и JW подготовили концепцию статьи. TvS-A и JL написали первоначальный вариант. Все авторы внесли свой вклад в написание (рецензирование и редактирование).
Финансирование Авторы не заявляли о конкретном гранте на это исследование от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом или некоммерческом секторах
Конкурирующие интересы
Ни один не заявлен.
Согласие пациента на публикацию
Не применимо.
Одобрение этики
Не применимо.
Происхождение и экспертная оценка
Не введен в эксплуатацию; прошла внешнюю рецензирование.
Заявление о доступности данных
Все данные, имеющие отношение к исследованию, включены в статью.
Открытый доступ
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с некоммерческой лицензией Creative Commons Attribution (CC BY-NC 4.0), которая позволяет другим распространять, делать ремиксы, адаптировать, основываться на этой работе в некоммерческих целях и лицензировать свои производные работы на различных платформах. условиях, при условии, что оригинальная работа правильно цитируется, указывается соответствующая заслуга, указываются любые внесенные изменения и использование является некоммерческим. См.: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/.
ORCID идентификатор
Тидо фон Шен-Ангерер http://orcid.org/0000-0003-3601-7480
REFERENCES
1. WHO traditional medicinestrategy:2014-2023. GenevaWorld Health Organization; 2013.
2. United NationsChildrensFund. Declaration of Astana:global conferenceon primary health care: Astana, Kazakhstan, 25 and 26 October 2018. Geneva World Health Organization;2018.
3. WHO traditionalmedicineglobalsummit2023.Meetingreport: Gujaratdeclaration. GenevaWorld Health Organization;2023.
4. World Health Organization. Extension of the WHO traditional medicine strategy: 2014–2023to2025. GenevaSeventy-sixthWorld Health Assembly;2023.
5. WHO global reporton traditionalandcomplementarymedicine2019. GenevaWorld Health Organization;2019.
6. Hu X-Y, Lorenc A, Kemper K, et al. Defining integrative medicine in narrative and systematicreviews:asuggestedchecklistforreporting.EurJIntegrMed2015;7:76–84.
7. World Health Organization. Updates and future reporting, traditional medicine, reportbythedirector-general. A75/2. GenevaSeventy-fifthWorld Health Assembly; 2022.
8. World Health Organization. Progress reports by the director-general. A72/59. GenevaSeventy-secondWorld Health Assembly;2019.
9. Global strategies and plans of action that are scheduled to expire within one year. WHO traditional medicine strategy:2014–2023. Eb152/37. GenevaWHO Executive Board152ndsession;2022.
10. Li H,Tomita N, Doi H,etal.Preliminaryresearch of theeffectivenessofacupuncture (spoon needle) on stress relief of Japanese expatriates in a developing country Myanmar:aretrospectivestudy. Medicine(Baltimore)2023;102:e35085.
11. Cochrane Complementary Medicine. Cochrane reviews and protocols related to complementary medicine 2022; 2022. Available: https://cam.cochrane.org/ cochrane-reviews-and-protocols-relatedcomplementary-medicine.
12. KesslerC,Michalsen A.Theroleofwholemedicalsystemsin globalmedicine.Forsch Komplementmed2012;19:65–6.
13. Kienle GS, Ben-AryeE, Berger B,etal.Contributingtoglobal health:developmentof a consensus-based whole systems research strategy for anthroposophic medicine. Evid BasedComplement Alternat Med2019;2019:3706143.
14. FeiY-T, Cao H-J, Xia R-Y, et al. Methodological challenges in design and conduct of randomisedcontrolledtrials in acupuncture. BMJ2022;376:e064345.
15. Zhang Y-Q, Jiao R-M, Witt CM, et al. How to design high quality acupuncture trials—aconsensus informedbyevidence. BMJ2022;376:e067476.
16. de Almeida Andrade F, SchlechtaPortella CF. Research methods in complementary andalternative medicine:an integrativereview. J Integr Med2018;16:6–13.
17. Carè J, Steel A, Wardle J. Stakeholder attitudes to the regulation of traditional and complementary medicine professions: a systematic review. Hum Resour Health 2021;19:42.
18. Ijaz N, Boon H. Statutory regulation of traditional medicine practitioners and practices: the needfordistinctpolicy makingguidelines. J Altern Complement Med 2018;24:307–13.
19. LloydI, Steel A,Wardle J. Naturopathy,practice, effectiveness, economics & safety. TorontoWorld NaturopathicFederation;2021.
20. Ijaz N. Paradigm-specific risk conceptions, patient safety, and the regulation of traditional andcomplementary medicinepractitioners: the case of homeopathy in Ontario,Canada.FrontSociol2019;4:89.
21. KnoessW,Wiesner J.Theglobalization of traditionalmedicines:perspectivesrelated totheEuropean Union regulatoryenvironment.Engineering2019;5:22–31.
22. Natural and non-prescription health products directorate. Canada Ministry of Health; 2022. Available: https://www.canada.ca/en/health-canada/corporate/ about-health-canada/branches-agencies/health-products-food-branch/naturalnon-prescription-healthproducts-directorate.html
23. Australian Government, Depatment of Health and Aged Care, Therapeutic Goods Administration. Regulation of complementary medicines in Australia. 2013. Available: https://www.tga.gov.au/overview-regulation-complementarymedicines-australia
24. Wilkinson JL, Boxall ABA, Kolpin DW, et al.Pharmaceuticalpollution of the world’s rivers. In:Proceedingsof the National AcademyofSciences.2022:e2113947119.
25. Heinrich M, Scotti F, Andrade-Cetto A, et al. Access and benefit sharing under the Nagoya protocol—quo Vadis? Six Latin American case studies assessing opportunitiesandrisk.FrontPharmacol2020;11:765.
26. Alves RRN, Borges AKM, Barboza RRD, et al. A global analysis of ecological and evolutionary drivers of the use of wild mammals in traditional medicine. Mamm Rev2021;51:293–306.
27. KimT-H, KangJW, Jeon S-R,etal. Useof traditional,complementaryandintegrative medicine during the COVID-19 pandemic: a systematic review and meta-analysis. Front Med(Lausanne)2022;9:884573.
28. Chu P, Gotink RA,Yeh GY, et al. The effectiveness of yoga in modifying risk factors for cardiovasculardiseaseand metabolic syndrome:asystematic review and metaanalysisof randomizedcontrolledtrials.Eur JPrevCardiol2016;23:291–307.
29. Sultana K, Anjum R, Wani P. Prevention of life-style diseases in Unani system of medicine:areview.European Journalof Biomedical2018;5:256–60.
30. Wang J-H, van Haselen R, Wang M, et al. Acupuncture for smoking cessation: a systematic review and meta-analysis of 24 randomized controlled trials.Tob Induc Dis2019;17:48.
31. Mao JJ, Pillai GG, Andrade CJ, et al. Integrative oncology: addressing the global challengesof cancerprevention andtreatment.CA Cancer JClin 2022;72:144–64.
32. Greenlee H, DuPont-Reyes MJ, Balneaves LG, et al. Clinical practice guidelines on the evidence-based use of integrative therapies during and after breast cancer treatment.CA Cancer JClin 2017;67:194–232.
33. Ben-Arye E, Samuels N, Daher M, et al. Integratingcomplementary andtraditional practices in middle-Eastern supportive cancer care. J Natl Cancer Inst Monographs 2017;2017:52.
34. Kienle GS, Albonico H-U, Baars E, et al. Anthroposophic medicine: an integrative medical system originatingin Europe. Glob Adv Health Med2013;2:20–31.
35. van derWerfET, Duncan LJ,Flotow Pvon,etal. Do NHS GPsurgeriesemploying GPs additionallytrainedin integrativeorcomplementarymedicine havelowerantibiotic prescribing rates? Retrospective cross-sectional analysis of national primary care prescribingdatain Englandin 2016. BMJ Open 2018;8:e020488.
36. Baars EW, Zoen EB, Breitkreuz T, et al. The contribution of complementary and alternative medicinetoreduceantibioticuse:a narrativereview of health concepts,prevention, and treatment strategies. Evid Based Complement Alternat Med 2019;2019:5365608.
37. Samal J. A review of literatureon delays in seekingcarefor tuberculosis in different Indian states. BLDE UnivJ Health Sci2017;2:4.
38. Suswardany DL,Sibbritt DW,SupardiS,etal. A critical reviewof traditionalmedicine andtraditional healeruseformalariaandamongpeopleinmalaria-endemicareas: contemporary research in low to middle-income Asia-Pacific countries. Malar J 2015;14:98.
39. World Health Organization. Regional framework for harnessing traditional and complementary medicineforachieving health and well-beingin theWestern Pacific. Manila:World Health Organization Regional Officefor theWestern Pacific,2022.
40. National health policy 2017. Delhi Ministry of Health and Family Welfare, Governmentof India;2017.
41. Albert S, Porter J. Is ‘Mainstreaming AYUSH’ the right policy for meghalaya, Northeast India? BMCComplement Altern Med2015;15:288.
42. Plan for the protection of health against the pseudo-therapies [plan para La Proteccion de la Salud Frente a Las Pseudoterapias]. 2018. Available: https://conprueba.es/informate
43. Kasilo OMJ, Wambebe C, Nikiema J-B, et al. Towards universal health coverage: advancing the development and use of traditional medicines in Africa. BMJ Glob Health 2019;4:e001517.
44. James PB, Wardle J, Steel A, et al. Traditional, complementary and alternative medicine use in sub-Saharan Africa: a systematic review. BMJ Glob Health 2018;3:e000895.
45. Bishop FL, Lewith GT. Who uses CAM? A narrative review of demographic characteristicsand health factorsassociated with CAM use.Evid BasedComplement Alternat Med2010;7:11–28.
46. Ros B,Lê G,McPake B,etal.Thecommercialization oftraditionalmedicineinmodern Cambodia. Health PolicyPlan 2018;33:9–16.
47. Huber M, Jung HP, Dijkstra K. Handbook positive health in primary care. Houten: Springer,2022.
48. Baars EW, Hamre HJ. Whole medical systems versus the system of conventional Biomedicine: a critical, narrative review of similarities, differences, and factors that promote the integration process. Evid Based Complement Alternat Med 2017;2017:4904930.
49. Bokhour BG, Hyde J, Kligler B, et al. From patient outcomes to system change: evaluatingtheimpactof VHA’s implementation of the whole health system of care. Health Serv Res2022;57Suppl1:53–65.