Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 8, выпуск 2 · Июнь 2024 · ISSN 2541-8696




Предложения по гомеопатическому образованию

Оригинал


  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

Предложения по медицинскому образованию

Ф.К. Ричардсон, доктор медицины, Восточный Бостон

Ганемановский ежемесячник, т.19 (1884)

От редколлегии

Точка зрения практикующего гомеопата из 1884 года о соотношении навыков выпускников гомеопатических и аллопатических школ, и о важности знания простых способов помощи. По-видимому, какие-то из высказанных соображений возможно в некоторой мере экстраполировать и на современность.


Я недавно беседовал с несколькими выпускниками, получившими степень доктора медицины, и решил сравнить их квалификацию с той которая была у меня сразу после окончания обучения пять лет назад.

Эти молодые врачи, мужчины, по меньшей мере средних способностей, представляют три наших ведущих медицинских колледжа – два гомеопатических и один так называемый «общей практики». Это сравнение делалось с целью понять для себя, какие улучшения, если таковые были, произошли в медицинском образовании за последние несколько лет, а также увидеть преимущества какой-либо из медицинских школ перед остальными.

Результат моих наблюдений, отнюдь не претендующий на высокую точность, может представлять некоторый интерес как исходящий от того, кто недавно покинул свою альма-матер со свидетельством о «получении глубоких знаний в искусстве врачевания», но весьма слабым представлением о том, как эти глубокие знания наилучшим образом применить.

Прежде всего, я обнаружил, что все выпускники обладают хорошими базовыми знаниями в области анатомии и физиологии примерно на том же уровне, на каком получил их я.

Химию, как общую, так и медицинскую, наши гомеопатические школы, похоже, по-прежнему игнорируют,  и в этом отношении выпускники старой школы, так же как и пять лет назад, имеют огромное преимущество.

Я с радостью отмечаю, что в области патологии и диагностики нынешние выпускники гомеопатических школ имеют гораздо более обширные знания, чем я по  окончании курса, и этим предметам уделяется значительно больше внимания, чем прежде. В этих областях знания наши выпускники ничуть не уступают выпускникам аллопатических школ.

В области хирургии выпускники аллопатических школ все еще имеют преимущества, однако выпускники-гомеопаты 1884 года, безусловно, знают уже больше, чем выпускники 1879, и поскольку наши клинические привилегии возрастают, мы, несомненно, покажем еще лучшие результаты.

Что касается материа медика, то в этой области гомеопаты, как это всегда было и будет, в огромной степени превосходят своих коллег-аллопатов, однако, как я вижу из своих бесед с молодыми выпускниками, за последние пять лет нам следовало бы продвинуться в этом отношении значительно дальше. Аллопатическая медицинская школа, безусловно, сделала большой шаг в изучении действия лекарственных средств. Не проходит и дня, чтобы они, без всяких церемоний не похищали бы у нас тяжело добытую информацию. .почти ни один научный журнал старой школы не выходит без громогласного заявления о новом способе использования лечебного средства, известного гомеопатам уже в течение последних пятидесяти лет, однако за последние пять лет, насколько мне известно, наша Материа Медика обогатилась сравнительно незначительным количеством информации.

Происходит ли это потому, что врачи равнодушны и желают эгоистично наслаждаться плодами труда своих предшественников, или потому,  что они уже имеют в своем распоряжении  огромное количество разрозненного  материала  и осознают нецелесообразность добавления нового материала до тех пор, пока не будут изобретены какие-то средства для наведения порядка в этом безумном  хаосе?

Есть твердая надежда на то, что действия, предпринятые Институтом, смогут  пролить свет на этот вопрос. Однако вернемся к нашим выпускникам. Одним счастливым,  общим для всех результатом медицинского образования, полученного как в старой, так и в новой школе, была  единодушная вера всех выпускников во всемогущество лекарственных средств. Вера живая и трогательная, которую в свое время разделял и автор этих строк. Однако  вспоминая об этом, он не может удержаться от пророчества, что этим молодым врачам рано или поздно придется пройти через тяжелый  опыт, и после нескольких серьезных потрясений их веры они обнаружат, что

"Часто ожидания терпят неудачу , и чаще всего именно там , где они больше всего обещают ; а чаще всего они сбываются там , где меньше всего надежды  и больше всего отчаяния».

В какой-то момент они окажутся в ситуации, когда, разочаровавшись в своих средствах , будут вынуждены прибегнуть к какой-то мере , с помощью которой они смогут перекинуть мост через пропасть и спасти свою репутацию. В этой критической ситуации своевременное применение, возможно, даже медсестрой, какого-нибудь простого средства, неизвестного или не замеченного молодым врачом, может оказаться именно тем , что нужно,  чтобы переломить ход событий и в то же время привести этого врача в замешательство. Это не преувеличение, и я думаю, что большинство серьезных, добросовестных врачей согласятся со мной в том, что было бы ошибкой учить наших студентов смотреть на использование вспомогательных средств как на нечто неподобающее ученику Ганемана, или что его единственная привилегия - практиковать медицину в соответствии с великим и славным правилом подобное лечится подобным, и  он должен презирать и игнорировать бесчисленные дополнительные меры, которые, как  я считаю , обязан применять каждый врач. Автор данной статьи  стремится привлечь внимание к этому вопросу, к чему  его подтолкнула жалоба одного из упомянутых выпускников на то, что он испытал  унижение, не зная  как прикладывать холодные компрессы, и  сомневаясь в том, для чего  именно  применяются  пиявки.  Я надеюсь, что никто не сделает  из этой статьи вывод, что я хочу обесценить значение гомеопатического назначения. У меня есть все основания признавать и ценить почти чудодейственную силу лекарств, назначаемых гомеопатически. Я лишь выступаю в защиту того, что можно назвать помощниками в палате больного ; тех средств, которые помогают избавить больного от части его боли, дискомфорта и естественной неуверенности ; те бесчисленные мелочи, которые так много делают для повышения значимости врача-консультанта и  часто заставляют друзей пациента пожалеть, что они в первую очередь не обратились именно  к  консультанту, а не к молодому врачу, которому в большинстве случаев приходится подбирать эти вещи  после случайной консультации с более опытным коллегой. Мне кажется , что в наших инструкциях следует подробнее остановиться на этих второстепенных, но от этого не менее важных моментах медицинской практики.

Такое предложение обычно сталкивается со следующим возражением: «Мы не можем тратить время на подобные вещи; время, отведенное на наш курс лекций, настолько ограничено, что мы и так едва успеваем охватить весь необходимый материал. Мир создавался не за один день: эти вещи несущественны, они придут к вам на практике,  из опыта» и т.д.

Совершенно верно, мы не можем получить все наше образование за три года обучения на медицинском факультете. Нам еще многому предстоит научиться от великого учителя – опыта. Мы согласны с этим,  однако осмелимся  предположить, что, возможно, если бы часть времени, потраченного на описание заболеваний, с которыми, вероятно, не придется встретиться  ни разу за сорок лет практики, и операций, которые редко проводятся вне стен больницы, использовать для обучения студентов различным вспомогательным средствам, ценным в медицинской практике, нашим выпускникам пришлось бы гораздо меньше учиться у медсестер , и они были бы избавлены от многих горьких унижений. Тогда мы не найдем, как это недавно пришлось  автору, врача, который, обладая всеми теоретическими знаниями, необходимыми для выполнения нефрэктомии, не знал бы, как поставить клизму или приготовить припарку из льняного семени. Если рамки нашей нынешней учебной программы действительно не позволяют включить более полные инструкции по этим вопросам, то давайте создадим специальную кафедру, в обязанности которой будет входить обучение студентов  наилучшим способам применения пиявок, компрессов, припарок, сидячих ванн, питательных и других клизм, ингаляций, вдуваний и бесчисленных других методов, которые легко напрашиваются сами собой, а также привлекать внимание к существованию и использованию различных хитроумных приспособлений и изобретений, таких как паровой распылитель, сифон -поддон, мужские и женские писсуары, спонгиопилин, грелки, специальные постельные принадлежности и т.д.

Это вещи, о которых студенты редко слышат, и я уверен, что такой курс мог бы стать чрезвычайно интересным и поучительным. Я убежден, что я не слишком настойчив в данном вопросе, и что его важность оценят,  по крайней мере, молодые представители нашей профессии, которые находятся в ситуации, которое можно сравнить с положением  морского капитана , обнаружившего, что его судно опередили соперники,  не из-за недостатка у него навыков управления судном , а только потому , что он не знал самого простого и прямого маршрута к месту назначения .

 



← Весь выпуск