Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 6, выпуск 4 · Декабрь 2022 · ISSN 2541-8696




Психика и гомеопатия (фрагменты, часть вторая)



  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

Jean Pierre Gallavardin 

Psychism and Homeopathy

                             Психика и гомеопатия

                                                Глава II

                                   Ганеман

                Психические свойства лекарственных средств

Ганеман отлично знал, как использовать соматические свойства лекарств, назначая их в соответствии с законом подобия, однако он далеко не полно использовал их психические свойства.

На самом деле, он рассматривал все соматические симптомы как существенные, а психические лишь как дополнительные. Исходя из этого, он назначал лекарство, ориентируясь только на физические симптомы, за исключением тех случаев. Когда он полагал, что одно средство окажет воздействие одновременно на обе группы симптомов. Так, в Materia Medica Pura (т.3, стр.123, 318) он указывал на такие свойства Nux и  Puls. Ганеман считал физические симптомы основными и обозначал другие свойства лекарства только в случае его применения для лечения хронических заболеваний. Например, он писал в своей работе «Лечение хронических болезней» (т.1, стр.184):

Opium Назначается при продолжительном испуге, сопровождающимся грустью.

Ignatia назначается, когда вслед за испугом возникает грусть.

Если рассмотреть многочисленные симптомы, возникавшие во время испытаний лекарственных средств, проводившихся самим Ганеманом, то возникает большое удивление по поводу того, что Ганеман советовал отказаться от лечения хронического заболевания и бросить больного на произвол судьбы, если у последнего недостаточно философии, религии и силы воли, чтобы терпеливо и со смирением переносить болезни, возникшие не по его вине. И далее он добавляет, что самое правильное лечение соматических заболеваний будет абсолютно бесполезным, если человек является жертвой постоянных горестей, и его жизненные силы постоянно  разрушаются  под влиянием имеющейся болезни (там же,стр.159).

Подобный совет со стороны Ганемана не выглядит оправданным, так как он вполне мог помочь в излечении вышеупомянутых психических проблем с помощью тех средств, которые он так хорошо проверил на себе и своих учениках. Это тем более верно, что один из его учеников  и главных популяризаторов – Яр упоминает в своей работе «Лечение психических и нервных заболеваний» (1854) два средства против неверия в Бога (стр. 352), двадцать пять средств для развития силы воли и двадцать четыре средства против чрезмерной чувствительности к горестям (стр. 332).

Тем не менее, до сегодняшнего дня никто, в целом, не использовал многочисленные свойства лекарственных средств, обеспечивающие их влияние на психику. И в этом они следуют примеру Ганемана, а также первого и второго поколения его учеников. У меня была возможность обнаружить их клиническую неопытность в этом вопросе в процессе  дискуссий с представителями этих двух поколений врачей-гомеопатов во время моего пребывания в Германии в 1853 году. Я не смог получить никакой клинической информации о психических свойствах лекарств от немецких врачей, с которыми мне довелось встречаться, равно как и от французских гомеопатов первого поколения, которых я встречал во Франции. Эти врачи и их последователи  обычно использовали эти свойства гомеопатических средств лишь в отдельных редких случаях и непреднамеренно, следую скупым советам Ганемана по данному вопросу. Он же отмечал лишь вызываемые этими средствами изменения рассудка и уделял очень мало внимания их влиянию на интеллект. Так, в своей  работе, где он обобщает свои последние наблюдения, Трактате о хронических болезнях в 3-х томах ,Ганеман, в частности, указывает, что Alumina, Ammon. carbon.,  Calc-c., Sulfur могут облегчить трудности мышления.  При этом ничего не говорится о свойствах лекарств, которые не только создают, но также развивают интеллект различным образом. Так, Alumina развивает синтетическое мышление, Calcarea – аналитическое, Alumina и  Ammon-c. исправляют узость мышления.

Возвращаясь к вопросу об осведомленности гомеопатов в области психических свойств лекарственных средств, я уже упоминал  знаменитого доктора Геринга из Филадельфии, талантливого врача и экспериментатора. Наблюдая психические симптомы и их излечение при помощи гомеопатических средств, он очень точно описывает  их различия, лучше, чем это делал Ганеман. Описывая патогенез Lachesis, он не только показывает пользу его применения при унынии, утрате надежды, пессимизме, ревности, строптивости, злобности, конфликтности, болтливости, но и указывает, что это средство развивает критическое мышление, изобретательность, а также может уменьшить тенденцию  делать ошибки в датах, времени, орфографии, склонность к пессимизму и проч.

В качестве примера  многочисленных случаев исцеления, которые можно отнести к исправлению дефектов ума и интеллекта, я приведу следующую цитату Геринга:: « Многие молодые люди, которые  не могут жениться , исключительно из-за своей нерешительности, женятся сразу же после благотворного влияния  Lachesis на их разум».

Позже я опишу свой успешный опыт излечения этим средством хронического пессимизма у старого человека.

Описывая патогенез Fluoricum acidum, Геринг рекомендует это средство для развития философского мышления у тех, кто уже имеет склонность к научному наблюдению. Оно будет полезно тем студентам второго и третьего курса, кто уже умеет собрать данные, но за недостатком синтетического мышления, не может их классифицировать и выявить общие закономерности.

Если бы какой-то врач, вслед за Герингом, исследовал на основе практического опыта исцеления многочисленные психические свойства гомеопатических средств, он бы  значительно дальше продвинулся бы в изучении данного вопроса.

Ганеман не смог использовать эти, обнаруженные им самим  свойства по двум основным причинам: во-первых, он не назначал лекарства в нужных дозах и в самый благоприятный момент, а во-вторых, он игнорировал значение психических симптомов – страстей, пороков, изъянов характера и рассудка, которые могут существовать без всяких соматических симптомов.

Я хочу здесь объяснить эти две причины, обусловившие ошибки Ганемана  в лечении психических заболеваний.

Отец  гомеопатии не применял важные лекарства выше 30-й потенции, что не позволяло ему получить глубокое и продолжительное воздействие на психику. На самом деле, если, например, средство в 6-й, 12-Й или 30-й потенции дало улучшение со стороны психики, то для обеспечения более продолжительного и успешного результата необходимо все более повышать потенцию. Так, если после назначения 12-й потенции не происходит дальнейшего улучшения, надо последовательно и с увеличением интервалов назначать 30-ю, 100-ю, 200-ю, 600-ю, 1000-ю, 2000-ю, 4000-ю, 6000-ю, 10000-ю потенции. Когда потолок будет достигнут, в некоторых случаях будет необходимо повторять ту же потенцию при возвращении психических симптомов, до тех пор, пока они не исчезнут полностью на длительное время.

Возможно, наступит время, различное для каждого индивидуума, когда слабость рассудка будет излечена полностью, даже в случае наследственного заболевания.

Было бы очень интересно, и даже полезно, изучить, являются страсти, пороки, изъяны характера и ума предпосылками скрытых заболеваний, которые рано или поздно могут проявиться в самом индивидууме или его потомках. Однако такое исследование не является необходимым. На самом деле, гомеопату-практику достаточно знать те лекарства, которые, в сильных дозах вызовут в здоровом человеке гнев, чувство безнадежности, склонность к самоубийству, зависть, ревность, потребность в грабеже и убийстве, подавление умственных способностей и т.п. , и тогда они будут знать, что, в соответствии с законом подобия,  эти же самые лекарства в малых дозах будут способствовать излечению этих пороков., при условии их назначения в высоких потенциях и в течение достаточно длительного периода времени.

Ганеман мог бы стать первым, кто описал подобные случаи, если бы он применил в этой  новой экспериментальной области два своих открытия – закона подобия и бесконечно малых доз. Это было тем  более неотложной задачей  в свете  выявленной  позже профессором Мандалаем закономерности,  согласно которой  нарушению интеллекта всегда предшествует умственная слабость. Таким образом, необходимо постепенно исправлять возникающие у индивидуума дефекты характера,  чтобы тем самым предотвратить последующее за ними ослабление рассудка.




← Весь выпуск