Jean Pierre Gallavardin
Psychism and Homeopathy
Лечение психики
Очерк истории применения различных веществ,
имеющих влияние на рассудок
В моем неопубликованном Трактате о гигиене я говорил о шести факторах моральной и интеллектуальной культуры. Нематериальные факторы – это религия, образование и обучение, материальные – это климат, питание и лекарства. Здесь я попытался показать специфическую полезность одного из них, а именно, лекарственных средств.
В 54-страничной публикации « Как гомеопатическое лечение может улучшить характер человека и развить его интеллект» (Вопросы клинической гомеопатии, т.1,гл.4, с.8, Париж, 1882) я указывал, что более пятидесяти случаев психических заболеваний (моральных и интеллектуальных) были излечены при помощи различных лекарств.
В этой работе я продолжаю популяризацию медицины как фактора моральной и интеллектуальной культуры и показываю на ряде фактов, что эта традиция насчитывает 400 лет и более. По сути, лекарственные вещества всегда использовались и используются как древними, так и современными людьми, но ненаучно, чаще всего бессознательно.
Историк Диодор Сицилийский упоминает психическое лекарство, которое египтяне использовали около трех – четырех тысяч лет тому назад. Он называет его «антидотом гнева и горя». Вероятно, это был Stramonium, смешанный с Opium для ослабления токсического эффекта, так как в то время они не знали, как избежать этого эффекта, назначая лекарство в бесконечно малых дозах. Гомеопатия учит нас, что одного Stramonium достаточно, чтобы умерить гнев и горе.
Гомер в «Одиссеи»(IV, 220, X)пишет: «Немедленно Елена налила в вино, поднесенное Телемаку, лекарство, утишающее горе и гнев и заставляющее забыть все невзгоды».
Гален предполагает, что это было то же самое лекарство, которое использовала египтянка Полидемна.
Гален упоминает также болиголов, который вызывает безумие, а Платон свидетельствует, что некоторые лекарства вызывают делирий, манию, деменцию, потерю памяти. Эти же средства, используемые в бесконечно малых дозах, приведут к противоположным результатам.
Гален мог также упоминать следующие факты.Mandragora прописывалась Гиппократом против грусти, приводящей к самоубийству, а дочерей Претуса, царя Аргоса, лечили от безумия молоком козы, которую кормили морозником. В те времена он использовался в бесконечно малых дозах. Это же средство применялось в эпоху античности для лечения маний и ипохондрии.
Аулус Гелиус и Валерия Максим упоминают, что в древности ораторы, жаждавшие славы, принимали перед выступлением в диспуте дозу Helliborus для усиления деятельности мозга. В наше время мы выпиваем для этого чашечку кофе.
Проводя время на минеральных курортах, пишет профессор Флоренс, древние использовали минеральные источники не для лечения, а как средство совершенствования тела, а также характера и интеллекта. Так, в Греции возле храма Трофония было два источника – один назывался Мнемос и служил для улучшения памяти, а другой – Лета – и способствовал забвению. Вероний упоминает реку Разум, воды которой повышали жизненную силу, а на острове Кеос была река, делавшая человека глупым. Воды Линкеста во Фракии вызывали небольшую интоксикацию.
Гален считал медицину фактором моральной и интеллектуальной культуры. Это положение имеет очень мало подтверждений в медицинской науке, однако находит широкое отражение в народной традиции и в практике изготовления любовных напитков.
Курение ладана и использовалось еще в античные времена, а христианские священники просто унаследовали эту традицию, и вряд ли кто-то из них знал, что ладан смиряет гнев, снимает половое возбуждение и пробуждает религиозные чувств.
Еще в древние времена, так же как и теперь, люди использовали вино как средство воздействия на психику.
Вино веселит сердце, говорится в Библии, и в умеренных количествах дает радость уму и телу.
Вино, пишет Гален, разгоняет печаль и немощь, и для этого мы его и употребляем.
Во втором издании « Законов» Платон рекомендует употребление вина как средства против старости, горестей, болей и мрачности характера, средства, смягчающего ум, подобно огню, плавящему металл.
Почти сразу же после употребления умеренной дозы вина человек становится более оживленным, жизнерадостным и дружелюбным. Вино также считалось социальным напитком, объединяющим сердца и умы во время празднеств.
Однако, в зависимости от дозы, вино может оказывать противоположные эффекты. Так, если в умеренных количествах оно возрождает тело и душу, избавляя их от усталости, то в больших количествах оно пробуждает враждебность, грубость, злобу, агрессивность и даже может доводить до самоубийства.
Различные виды алкоголя оказывают разное влияние на психику. Пиво, в отличие от вина, делает ум и тело тяжеловесными и приземляет чувства. То же самое можно сказать о сидре. Абсент в малых дозах делает человека конфликтным и злобным. Бренди провоцирует злость и агрессию. Анис в малых дозах успокаивает сердце, проясняет ум и устраняет смущение.
Состояние опьянения имеет столь же разные симптомы, сколь и вызвавшие его напитки. Так, алкоголь, изготовленный из картофеля и злаков, вызывает коматозное опьянение, в то время как вино возбуждает веселье, шумливость и холерическое состояние.
Лечение психических симптомов при помощи лекарственных средств настолько отвечает духу человеческой натуры, что оно применялось во все времена во всех странах. Так, в Южной Америке с этой целью использовали какао и парагвайский чай, в Колумбии – двуокись ртути, в Индостане – бетель, в Азии, и особенно, в Персии – опиум, при помощи которого они достигали желаемого удовольствия. В Сирии применяли мышьяк, в Лапонии – вытяжку из грибов. Алкогольные напитки, чай, кофе и табак применяли во всех частях света.
Профессора Молешотт и Фонсагре так описываю психическое воздействие чая и кофе.
Чай повышает способность обработки внешних впечатлений. Он способствует размышлению, ускоряет движение мысли и повышает концентрацию внимания. ОН также создает ощущение благополучия и повышает творческую активность мозга, до пределов, необходимых для концентрации, но не до бесполезного брожения ума. Образованные люди, собравшись на чаепитие, могут поддерживать содержательную беседу, и, находясь в состоянии спокойной веселости, всесторонне изучить вопрос и прийти к его удовлетворительному решению (О питании и режиме, 1858, стр.169).
Между тем, кофе оказывает на мозг возбуждающее действие. В результате медленной стимуляции мозга человек в некоторой степени, утрачивает ощущение жизненной реальности и избавляется от апатии, Чувства становятся острее, воображение ярче и живее. Память делается активнее, и мысли бегут с необычной скоростью. Ум освобождается от грустных размышлений, и человек погружается в состояние благодушия.
Кофе, безусловно, оказывает токсическое влияние, более отчетливое, хотя и менее опасное, чем алкоголь, однако, требующее осторожности в употреблении. Люди интеллектуального труда более подвержены зависимости от этого напитка, и в случае таковой, получают нервное и физическое истощение.
Другой интересный вопрос состоит в том, какая именно доза кофе и в какой степени будет полезна для активизации мышления. Кофе, безусловно, вызывает возбуждение, но не все способности активируются в одинаковой степени. По моему опыту, мысли становятся скорее быстрыми, чем глубокими, и ими трудно управлять. Воля и способность к рассуждению ослабевают. Лично я уже давно отказался от неудобной привычки выпивать чашечку кофе перед выступлением на публике.
Что же заставляет человека прибегать к средствам воздействия на психику? Поскольку душевное и интеллектуальное равновесие неустойчиво, человек постоянно находится в поиске идеального состояния духа и тела и стремится выйти из периодов упадка и продлить приятное ощущение душевного и физического подъема. Именно для этого используются такие популярные средства, как алкоголь, кофе, чай, табак, опиум и гашиш.
Но вслед за первичным кратковременным эффектом наступают последующие, более длительные и разрушительные изменения
Ганеман, а затем и Клод Бернард показали, что первичный и последующий эффекты, оказываемые лекарственными средствами, могут быть совершенно противоположными. То же самое профессор Фонсагрев показал на примере кофе, которое вначале вызывает умственное возбуждение, а вскоре после этого, напротив, интеллектуальный спад. Этот эффект в полной мере испытывают на себе литераторы, которые уже не могут писать без кофе.
Профессор Малешотт указал на первичный эффект чая – повышение настроения и интеллектуальной активности. Но он не обратил внимания на его последующие эффекты – равнодушие, эгоизм, раздражение, сплин. Эти эффекты проявляются у англичан и китайцев, которые употребляют чай в наибольших количествах.
Мы, врачи-гомеопаты используем не первичные эффекты лекарственных средств, которые всегда непродолжительны, а их вторичное действие, которое может продолжаться неопределенно долго. Так, например, если кофе активизирует умственную деятельность лишь в первые часы, то Nux-vomica или другое средство в очень высокой степени разведения может оказывать такое же действие на протяжении недель, месяцев и даже лет.
Ганеман, проверяя действие гомеопатических средств на здоровых людях, сумел увидеть их влияние на характер и интеллект, т.е. их психический эффект. Так, он обнаружил многочисленные показания к применению целого ряда лекарства для лечения психики. Ignatia назначалась против печали, глубокого горя и несчастной любви, Staphysagria против печали в сочетании с негодованием, Hyoscyamus против несчастной любви и ревности.
«Достаточно будет меланхолику, страдающему от отвращения к жизни и склонному к самоубийству, дать порошок Aurum metallicum, как этот несчастный избавится от своего дурного расположения духа и станет находить в жизни очарование»(1821).
Можно только сожалеть о том, что Ганеман не пошел дальше по этому плодотворному пути и стал советовать тем, кто постоянно сетует на свои горести и не имеет достаточно философии, религиозности и самоконтроля, чтобы сносить их терпеливо, пребывать и дальше в этом несчастном состоянии, так как лекарства будут в их случае бессильны. Здесь он сделал серьезную ошибку. Я сумел развить силу воли у девушки, назначив ей Calcarea carbonica 30, излечил при помощи Staphysagria девушку, впавшую в безумие из-за несостоявшегося замужества, спас от горя отца, не знавшего жив ли его сын-военный, дав ему Nux 200, назначил Cjlocynthis 30 старику, выступавшему против религии, который стал после этого читать молитвы, не произносившиеся им последние тридцать лет.
В подобных случаях лекарство не создает позитивное расположение духа, но переводит его, если оно существует, из латентной формы в ту, которая поддается излечению. В данном случае врач играет роль садовника, который, поливая и обрабатывая землю, способствует прорастанию семян, если они там есть.
Ганеману и другим гомеопатом помешал применять такое лечение тот факт, что в подобных случаях они назначали и до сих пор назначают слишком частые приемы лекарства в слишком низких разведениях. Для достижения лечебного эффекта необходимо назначать однократный прием как минимум в 30-й потенции детям, старикам и бизнесменам и от 200-й до 20000-й потенции физически крепким взрослым и не повторять его в течение достаточно длительного времени. Нижеследующий пример убедит читателя в превосходстве такого метода.
Доктор Комптон Барнетт, редактор журнала »Мир гомеопатии» и профессор Материа медика в Школе гомеопатии в Лондоне прислали мне в Лион мужчину, страдавшего ипохондрией и до этого лечившегося безрезультатно в течение четырех или пяти лет у более чем ста гомеопатов Англии (об этом случае написано в Medical Advance, глава VI). Карманы пациента были набиты лекарствами в низких потенциях.
Среди прочих симптомов у него наблюдались следующие:
1) Ипохондрия с боязнью утопиться. Если он путешествовал на корабле, то только с кем-то из родственников, кто мог бы удержать его от намерения прыгнуть в воду.
2) Отвращение к женщинам, столь сильное, что он не мог находиться с женщиной в одной гостиной.
Я дал ему однократно 6 или 7 крупинок Staphysagria 200, которая уменьшила его ипохондрию и боязнь утопиться. Через несколько недель я послал ему еще одно средство, полностью излечившее его от отвращения к женщинам. Поскольку ему предстояло длительное морское путешествие, он отправлялся в Канаду, я послал ему однократную дозу 6-7 крупинок первого средства, но уже не в 200-й, а в 10000-й потенции, чтобы он мог избежать возвращения намерения утопиться. Он написал мне из Канады, что чувствует себя так хорошо и что даже не думает о возвращении симптомов. Мы видим, насколько более длительным было действие того же лекарства, назначенного в 10000-й по сравнению с 200-й потенцией. Если понимать разницу в действии одного и того же средства в зависимости от его потенции и частоты приема, тогда становится ясно, почему эти два столь часто назначаемых лекарства, которые прописывались многими докторами, по их обычаю, в 3-й или в 6-й потенции и часто повторялись, не давали такого же эффекта, как однократных прием тех же лекарств в 200-й или в 10000-й потенции.
Чтобы сделать эту статью практически полезной я хочу убедить своих читателей в полезности лекарственных средств для излечения некоторых дефектов характера и ума. В главе IX я опишу средства против неприятия религии, гордости, алчности, сластолюбия, игромании, ревности, зависти, расточительности, пьянства, властолюбия, и других социальных и личностных отклонений.
Здесь же я хочу привести два обычных средства против гнева и непреодолимого желания ударить или убить.
Это Nux vomica и Hepar. Вначале нужно дать 7-8 крупинок Nux и наблюдать его действие в течение 2, 4, 5, 6 недель, в зависимости от интенсивности воздействия. Если оно не поможет, тогда дать по той же схеме Hepar. Потенция должна определяться врачом, 200-я будет работать глубже и дольше, чем 30-я, а 10000-я еще более глубоко. Я обычно назначаю 200-ю потенцию, в более ярко выраженных случаях – Nux в 10000-й. До сих пор Hepar действовал у меня во всех случаях, кроме одного, когда муж, в порыве гнева бил свою жену. Ему я назначал Hepar 10000.
Nux и Hepar, безусловно, не единственные средства от гнева, но они подходят для излечения этого изъяна характера если не во всех, то в большинстве случаев. Я много раз убеждался в этом на своих пациентах.
Трудно поверить, пока не убедишься на собственном опыте, насколько хорошие отношения и сколь во многих семьях устанавливаются благодаря этим двум средствам, или другим, более подходящим для конкретного случая.
Эти два лекарственных средства будут особенно полезны в тех странах, где жители часто играют с кинжалами или большими ножами.
Если Nux и Hepar будут недостаточны для излечения гневливости, то в этом случае можно использовать, в соответствии с индивидуальными назначениями, или даже последовательно друг за другом, Nitric acid, Sulphur, Bryonia, Calc.carb.,Natr.mur.
Часто Nux, Bell., Bryon.,Hyosc.,Stram.,Calc.c.,Puls. назначают тем, у кого лицо в гневе становится пурпурно-красным, а Staph.,Platina, Nat.mur., Arc.,Carbo v., Petroleum – тем, у кого лицо делается мертвенно-бледным.
При болезненном состоянии после приступа гнева следует назначить Aconite, а затем, в соответствии с индивидуальными показаниями, Nux.,Bryon.,Calc.c. и т.п.
Желательно, чтобы пациент не знал о применении этих средств, тогда изменения в характере и настрое произойдут спонтанно, и пациент не будет ни препятствовать, ни пытаться им способствовать, будучи чрезмерно поглощенным процессом лечения. Когда излечение наступит, не следует сообщать пациенту, что ему давали лекарство без его ведома, чтобы не наступило ухудшения и чтобы не возникли трудности при его дальнейшем лечении.
Для того, чтобы больной не знал о проводимом лечении, все гранулы необходимо растворять в одной трети стакана воды, перемешивать ложечкой 5-6 минут, а затем добавлять этот раствор в суп, кофе, шоколад, какао, молоко, чай или в подслащенную воду, после приема которой желательно не пить и не есть хотя бы полчаса.
Для непокорных пациентов, впадающих в сильный гнев, приходится разводить гранулы в 2-3 столовых ложках бренди, потом наливать этот раствор в большой стакан воды, смешивать его содержимое с небольшим стаканчиком ликера и предлагать им в качестве напитка. Я наблюдал случаи, что лекарство оказывало действие, когда принималось вместе с кофе. Если пациент принял одну дозу с порцией супа, молока и т.п., ему не следует принимать оставшееся лекарство в тот же или на следующий день, так как доза должна быть однократной, если только случай не ухудшится.
После нескольких лет практики я могу сказать, что достаточно будет положить несколько гранул в любой напиток или еду (см. Психическая медицина – «Прогресс медицины», гл.VI).
Как и в случаях с другими научными открытиями, резонеры буду выступать против применения воздействующих на психику лекарственных средств для исправления дефектов характера или интеллекта , а исследователи будут его отстаивать. Последние никогда не удовлетворяются тем, что они уже знают, и стремятся обнаружить новые истины путем наблюдения и эксперимента. Тем самым они следуют мудрому совету Св. Павла, предтечи экспериментального метода: Omnia etiam probate et quod bonum tenete – поверяйте все опытом и лучшее сохраняйте.
Резонеры же, напротив, всегда удовлетворяются тем, что уже знают, и не прибегают ни к наблюдению, ни к опыту, боясь получить новые факты, противоречащие их суждениям.
Быть может, кто-то мне возразит, что если человеку дана способность к рассуждению, то вполне естественно ею пользоваться. Рассуждения должны применяться в области литературы, философии, и в других областях, но прежде всего, следует прибегнуть к наблюдению и эксперименту чтобы собрать факты, а потом уже перейти к рассуждению, чтобы классифицировать эти факты по их значимости и попытаться их объяснить.
Мои пациенты дали почитать мои ученые записки судье, который вел дела о разводе. И этот высокообразованный юрист утверждал, что гомеопатическое лечение не может исправить характер мужа и жены так, чтобы между ними восстановились гармоничные отношения. Несколько недель спустя заявление этого резонера было полностью опровергнуто конкретным фактом.
Мистер Х. собирался расстаться со своей женой, которая уже в течение шести лет была подвержена прискорбной страсти. Мне удалось излечить эту женщину от ее страсти меньше, чем за месяц, что не всегда удается при помощи одного лекарства. Следует признать, что многих разводов можно было бы избежать при помощи такого лечения. Но для этого судьи должны были бы быть не только резонерами, но также экспериментаторами или, по крайней мере, хорошими наблюдателями.
Добавлю, что я излечивал людей, страдавших от горя, уныния, утраты надежд – того, что является причиной большинства самоубийств, которые мы ежегодно наблюдаем во Франции. Лечение психики, возможно, сократило бы их число наполовину.