Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 1, выпуск 2 · Июнь 2017 · ISSN 2541-8696




Наследие Ганемана



  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

LHMI NEWS
Electronic newsletter of the Liga Medocorum Homoeopathica Internationalis, N19, 2016, p. 8-11



Доклад д-ра Пьера Шмидта на 11 Конгрессе LMHI в 1936 г. (в сокращении)


Те, кто говорят, что они пробовали гомеопатию,
и она не работает, лишь разоблачают
своё собственное невежество.
Д.Т.Кент.

Альпинист добрался до вершины горы, откуда открывается восхитительный вид; голубое небо, прекрасный горизонт, неприступные горные пики, окутанные вечными снегами; внизу - лесистые склоны, поля, равнины и долины; густой белый туман ползет вверх, покрывая собой большие массивы, в то время как солнце ярко сияет на церковных шпилях маленьких деревень, примостившихся высоко на горе, купая всё вокруг в свете и красоте.
Альпинист, один во всем этом безмолвном великолепии, на некоторое время останавливается, чтобы прочувствовать увиденное, и его сердце переполняется благодарностью за все чудеса, которые появляются перед ним. Он настолько тронут всем что видит, что стремится настроить свое сердце, чтобы вибрировать в унисон с чудесами природы, и размышляет: «Вот я, вдалеке от суеты мира, красота природы расстилается передо мной - леса, цветущие долины, фруктовые сады и цветники. Провидение щедро даровало все свои сокровища человеку и говорит: «Приди, посмотри на все эти богатства, возьми и наслаждайся ими».
Возможно ли, что там, под туманами, живут недовольные, раздосадованные, несчастные, завистливые, ревнивые люди, которые ссорятся и ненавидят друг друга? Могут ли быть границы, разделяющие сердца? «Узрите, я дал вам все возможности и все эти богатства, чтобы наслаждаться, и что вы с ними сделали? Вы обратили их на благо?»

Откликнулся ли человек на все это великодушие, эти щедрые дары развитием своих качеств; благостью и милосердием? Если нет, что ему делать с чувством горечи в своем сердце? Нет, неблагодарный человек, недовольный, эгоистичный и ревнивый, сеял лишь раздор и проклятия, а теперь пожинает плоды своих действий: эпидемии, болезни, катаклизмы, несчастья и всевозможные бедствия. Прогресс цивилизации, кажется, не научил его урокам жизни. Вместо того чтобы культивировать преподнесенные ему дары и щедро делиться ими, человек стал жадным, алчным и эгоистичным.
Самуэль Ганеман в 1796 году провозгласил Закон Подобия и привнес новые понятия и принципы в медицинский мир с беспрецедентной смелостью. Он сам страдал морально и физически, и только после 12 лет непрерывных экспериментов и ежедневных жертв опубликовал свои «Хронические болезни».
Прошло достаточно времени для нас, чтобы можно было поставить вопрос о том, что на самом деле представляет собой наследие Ганемана, завещанное миру, и что мы сделали с ним. Это наследие состоит из семи очень важных элементов, а именно:

1) Известный Закон Подобия - Similia Similibus Curentur - основа всей гомеопатической доктрины, обнаруженный в 1796 году, выражается следующим образом: чтобы вылечить болезнь лекарственными средствами, необходимо назначать в минимальных дозах лекарственное средство, которое, будучи дано в больших дозах здоровому восприимчивому индивидууму, могло бы вызывать сходное состояние с тем, которое было представлено пациентом, подлежащим лечению. Это опорная точка гомеопатии, и Ганеман упоминает ее много раз в своем Органоне, но в еще более конкретном, убедительном и понятном виде он описывает ее во введении к Органону в таких терминах: «Наблюдения, размышления и опыт позволили мне обнаружить, что, в противоположность старому аллопатическому методу, истинный, правильный, лучший способ лечения содержится в максиме: чтобы вылечить мягко, быстро, верно и окончательно, необходимо во всех случаях болезни выбирать лекарство, которое само может вызывать влияние, подобное тому, которое стремимся излечить!»

2) Одно лекарство. На протяжение всей своей долгой медицинской карьеры Ганеман прогрессировал; он менял свои представления в соответствии с результатами экспериментов и плодами своего растущего знания и опыта. На протяжении своей медицинской практики он изменял свое мнение о многом. Начнем с того, что он перешел от аллопатии к гомеопатии, затем изменил свои идеи относительно позологии, и, когда я говорю об изменении, мне следовало бы сказать, что он произвел революцию, потому что здесь он имел дело с проникновением в совершенно новый мир.
Кроме того, он изменял свою концепцию патологии, постоянно совершенствуя уже сформированные представления о повторении приема лекарств, их приготовлении, количестве разведений, различных способах их приёма. Эволюция всех его концепций была основана на результатах, наблюдаемых в ходе ежедневных испытаний на пациентах, и после дальнейшего размышления они были улучшены, переделаны или изменены; но в одном вопросе он был абсолютно тверд и не изменил своего взгляда на него, как это ни странно, с тех пор, когда он был аллопатом, то есть, еще до открытия гомеопатии, и до своих последних дней – это вопрос о простоте в назначении лекарств. «Простота - высший закон врача», - это то, что он написал в «Журнале Гуфеланда» еще в 1797 году. Мне было любопытно просмотреть 18 оригинальных трудов Ганемана с 1784 по 1843 год – год его смерти. Везде он беспрестанно, без колебаний и недвусмысленно повторяет то, что он вновь и вновь заявляет в § 259 и особенно в §§ 273 и 274 последнего издания своего Органона, кульминации всего его опыта: «Ни в коем случае не является необходимым и, следовательно, недопустимо назначать пациенту более одного простого лекарственного вещества одномоментно. Истинный врач будет всегда держать в уме мудрые советы о том, что «неправильно пытаться использовать сложные средства, когда достаточно простого», «не вздумайте давать в качестве лекарственного средства ничего, кроме единственного, простого лекарственного вещества, потому что, хотя действие простых лекарств и было досконально доказано ... пока ещё невозможно предугадать, как два и более лекарственных вещества могут действовать в сочетании, будут ли они мешать друг другу или изменять действия друг друга на организм человека». Я развивал эту мысль на Конгрессе в Риме в 1930 году и еще более полно – на Конгрессе в Арнеме в 1934 году.
Ганеман в письме, адресованном в Филадельфию его верному Герингу, 13 сентября 1833 года написал: «В мой день рождения, 10 апреля, у меня в Коетене было более 20 моих учеников со всего мира (включая Беннингаузена), и все они были в полном согласии в одном пункте, что истинный гомеопат ни в коем случае не должен давать пациенту более одного-единственного, тщательно подобранного гомеопатического средства за раз, и то после добросовестного исследования и обследования всего болезненного состояния пациента», - и сегодня, более чем когда-либо, я настойчиво повторяю, чтобы каждый молодой гомеопат следовал этому мудрому совету нашего основателя. Чем больше средств мы назначаем в каждом конкретном случае, тем меньше мы знаем, какое из них улучшило, излечило или усугубило состояние пациента. Тот, кто смог избавиться от аллопатических ошибок, не должен войти в эту заманчивую дверь, которая уводит в сторону от основных гомеопатических принципов. Делайте свои назначения для всего организма, а не его отдельных частей и всегда давайте, как учит Ганеман, средство, основанное на совокупности психических симптомов (если они существуют), общих симптомов и местных симптомов. Как сказал сэр Джон Вейр: «Всегда пытайтесь найти лекарство, которое наилучшим образом воздействует на минимальные симптомы максимальной важности, согласно гомеопатическому правилу».
«Заповедь монофармации является одной из кардинальных точек гомеопатии» (Доктор Гранье). Ганеман дал нам свое золотое правило, сказав: «Давать только простые средства и ждать, не прописывать следующее, пока первое не исчерпало свое действие – вот что ведет напрямую в святилище мастерства».

3) Прувинги на здоровых людях. Пораженный незначительной ценностью, а также опасностью выводов, сделанных старой школой, терапевтическая система которой основывалась на экспериментах с животными или больными пациентами, Ганеман выдвинул идею испытывать лекарства на здоровом человеке. Он сам принял более 100 препаратов, чтобы выявить их чистые эффекты: ведь животные не могли выразить свои ощущения, а больные люди уже чувствительны из-за своего патологического состояния и способны предоставить только односторонние и неполные ответы. Что составляет Ценность и богатство картин болезней, полученных Ганеманом в отношение того, что он называет чистым или патогенетическим экспериментированием, составляет то, что они содержат не только наблюдаемые объективные симптомы, но, что особенно важно - субъективные и психические симптомы.

4) Малые или бесконечно малые дозы. Гомеопатическое излечение можно получить в равной степени через большие дозы. В действительности, именно с ними Ганеман провел свои первые испытания на себе. Тем не менее, его многолетний опыт, подтвержденный всеми поколениями врачей от его современников и до сегодняшнего дня, доказал, что его препараты давали гораздо более эффективные результаты при введении в минимальных дозах, и что во многих случаях эта очень ослабленная форма стала совершенно незаменимой. Использование бесконечно малых доз, не будучи абсолютной необходимостью, тем не менее, является следствием закона подобия. Средние или сильные дозы, очевидно, спровоцировали бы болезненное «обострение» (Органон, § 69); минимальные дозы, наоборот, индуцируют специфическую динамическую реакцию, требуемую в гомеопатической терапии.
После 40 лет упорного экспериментирования Ганеман выбрал 30-ю потенцию, которая довольно долгое время считалась оптимальным разведением, но, по словам его жены, в Париже в конце своей жизни он использовал всю шкалу потенций от более низких доз до более высоких потенций, 200 и 1М, когда считал их необходимыми. Сегодня доказано, что малые и бесконечно малые разведения все равно обладают неоспоримой терапевтической силой. Весь этот вопрос о «медикаментозной динамизации» побудил Ганемана открыть наилучший метод приготовления лекарств, и именно он впервые открыл процедуру «медикаментозной экзальтации», которую он максимально подробно описывает в своем «Органоне», где он решает все вопросы, касающиеся сбора материалов, фармакопраксических процедур растирания, разбавления, формирования крупинок, пропитывания и т. д.

5) Гомеопатический диагноз. Это касается одного из основополагающих правил гомеопатии: индивидуализации, которое отражено в знаменитом выражении: нет болезней, есть только больные люди. Помните, как сказал Кент, что два больных человека более не похожи друг на друга, чем два здоровых. Для гомеопата патологический диагноз недостаточен; ему нужен терапевтический диагноз, то есть уравнение, в котором в качестве неизвестного выступает причина болезни, а известного - совокупность симптомов, которые соответствуют лекарственному средству, способному воспроизводить патологическую картину, наблюдаемую у данного пациента. Фактические симптомы не представляют саму болезнь и не являются ею.
В Органоне сказано: «для врача видимая сторона болезни состоит из совокупности симптомов, внешне отражающей образ внутренней сущности болезни». Вот почему поиск гомеопатического лекарства должен основываться на характерных, необычных и ярких симптомах, наблюдаемых у пациента; редкие симптомы должны соотноситься со всей совокупностью симптомов конкретного случая. Таким образом, каждый пациент становится особым случаем, которому должно быть тщательно подобрано нужное лекарственное средство, и любой истинный врач постарается избежать рутины и того, что некоторые называют пристрастием к излюбленным средствам. Он всегда будет помнить известные параграфы 257 и 258 Органона. Гомеопатический диагноз является терапевтическим диагнозом - то есть, он сразу указывает на необходимое лекарство, а диагноз патологии является второстепенным.

6) Техника назначения лекарства. В неё входят:
а) Фармакономика (от pharmacon = лекарство и nomos = введение, распределение), то есть различные способы введения лекарственных средств.
b) Фармакопаллика (от pharmacon = лекарство и pollaxis = много раз) или повторение средств; об этом я опубликовал статью в Recorder, 1933 (том 48).
с) Фармаконеоз (от pharmacon = лекарство и neos = новое), что означает введение нового лекарственного средства и что делать после первого назначения. Настоящий врач-гомеопат никогда не должен менять лекарство, если для этого нет новых показаний и серьезных причин.
d) Фармакопауза (от pharmacon = лекарство и pausis = отдых), то есть приостановка введения лекарства. «Чем выше профессионализм, тем меньше лекарств дает доктор пациентам, и тем лучше они излечиваются!» (Гранье.)
Как бы ни было необходимо, чтобы врач остерегался нетерпения больного, он, возможно, должен проявлять ещё большее недоверие в отношении собственного нетерпения. Не делать ничего явного после назначения лекарства – это означает, в действительности, позволить лекарству действовать самостоятельно и развить свою полную эффективность. Посмотрите, что Ганеман советует по этому вопросу в своих «Хронических заболеваниях» и следуйте предписанию Ги-Патина: «Vulgus vult decipi, ergo decipiatur», что означает, что для себя у врача должно быть «du savoir» (знание), а для пациента – «du savoir-faire» (умение, такт). Все эти вопросы были разработаны самым интересным образом врачами-гомеопатами, а Кент заслуживает нашего восхищения за ту крайнюю авторитарность и непререкаемую властность, с которыми он пишет по вопросу второго назначения и всего, что должно быть сделано в каждом конкретном случае после действия первого введенного лекарства. Никто и никогда больше не подходил к этому вопросу столь практическим образом.
7) Теория трех миазмов и хронических заболеваний. Острыми считаются заболевания, которые имеют короткое по времени воздействие, а хроническими - болезни длительной продолжительности. Острая проблема, которая длится долго, становится хроническим заболеванием. Таковы общепринятые понятия, но Ганеман революционизировал эти идеи и продемонстрировал, что острые заболевания зависят от хронических и происходят от них, и могут вспыхивать только на хронической почве.
С этой теорией связано понятие трех миазмов, вокруг которого так много дискуссий, но которое так наполнено обучающей и реальной практической ценностью для тех, кто берет на себя труд тщательно изучить и исследовать этот вопрос. Можно быть гомеопатом, не принимая это убеждение, тем не менее, это вопрос не столько согласия, сколько понимания этих концептов, которые важны, поскольку являются подлинно гомеопатическими.
Семь представленных выше пунктов представляют собой базовые колонны гомеопатического здания. Они абсолютно и полностью типичны для гомеопатии, и те, кто следуют этим концепциям и применяют их в своей повседневной практике, являются врачами-гомеопатами. Это наше наследие, наше достояние, наше богатство. Что мы с ним сделали? Разве мы преуспели, как в притче о талантах? Были некоторые верные ученики, которые применяли эти семь основных пунктов в соответствии с духом Учителя и продолжали его работу, имитируя его и пытаясь, согласно его совету, «хорошо подражать ему».

  У него были восторженные поклонники, которые особенно старались пропагандировать его доктрину. И, наконец, было много врачей, которые, хотя и убедились в правдивости принципов и новых идей, обнародованных Ганеманом, недооценивали и судили обо всем этом узко, и которые были не прочь объединить его советы с аллопатическими идеями или же с новыми идеями, расходившимися с его учением. Итак, приведенные выше семь основных положений были интерпретированы и применены в совершенно разных направлениях, и любопытно, что те, кто так далеко отошел от учения основателя гомеопатии, по-прежнему называют и считают себя гомеопатами, совершенно не осознавая своей ошибки.

1) Итак, что касается первого пункта – закона подобия – был и до сих пор существует обычай давать (гомеопатические) средства в соответствии с аллопатическими энатопатическими принципами, совершенно не принимая во внимание закон Подобия.
2) Во многих странах принцип единственного лекарства стал исключением. Выглядит старомодным не дать несколько средств – поочередно или одновременно – с целью экономии времени.
3) Тщательное тестирование лекарств на здоровых людях как основа для применения какого-либо гомеопатического средства не считается существенным многими врачами, которые все еще используют медикаменты исключительно на основе эмпиризма или «ab usu in morbi» (с ложью и обманом).
4) Малые дозы - это пункт, который по-прежнему остается наиболее общепризнанным. Даже если не все считают, что он имеет максимальное значение, тем не менее, он применяется всеми, называющими себя гомеопатами, и используемая дозировка определенно намного ниже, чем сильные дозы старой школы.
5) Индивидуализация и исследование характеристик - действительно забытые темы. Все притворяются, что у них нет времени на это, и стремятся найти все больше объективных симптомов, которые легко обнаружить, таким образом, изучая больше дом, чем человека, живущего в нем. Безумные скорости, также влияют на медицинскую сферу, целью которой становится быстро найти лекарство, и есть даже такие, кто создал схемы, в которых пациенты каталогизируются в зависимости от их болезней и автоматически соотносятся с теми или иными лекарствами. В этих случаях легко видеть, что им всегда приходится давать много лекарств для лечения болезни.
6) Verbum sapienti [умные слова] Ганемана относительно повторения и уважения к обострению очень часто забываются и даже неизвестны многим гомеопатам.
7) Теорию миазмов, несмотря на ее выдающийся интерес, забывает большое количество гомеопатов. Это может показаться парадоксальным, но многие никогда не открывали Органон и не заглядывали в «Хронические заболевания»!
Как и в случае с альпинистом, упомянутым в начале этого исследования, можно с определенной горечью спросить, что действительно было сделано с богатством наследия Ганемана.

Тем не менее, если я обязан указать, сколько из драгоценных советов Ганемана на сегодняшний день искажено или неизвестно, то мой долг в то же время убедительно заявить, что знание, понимание, изучение и тщательное применение их не только возможны, но и следование этим семи пунктам в значительной степени вознаграждает тех, кто посвящает себя этому.
Если широкий эклектизм кажется нам, теоретически, самым полезным правилом, которое следует применять, то наиболее мудрым выбором в практическом плане является все же тот, который содержится в этих семи заповедях; и это удел тех, кто целиком и полностью изучил гомеопатическую философию и в полной мере осознает наследие, завещанное Ганеманом.
В моей стране, в Швейцарии, тенденция примерно одинакова между теми, кто ищет применение вышеуказанных пунктов, и теми, кто модернизировался – я имею в виду, модифицировал учения Ганемана. И, поскольку другой коллега будет раскрывать противоположную точку зрения, я рад сообщить вам, что применение чистой гомеопатии, т.е. тех семи гомеопатических принципов, является возможным, практичным, прекрасно реализуемым достижением. Моя цель состоит не в том, чтобы каким-либо образом критиковать другие методы, которые, безусловно, оправданы в глазах тех, кто их использует, а в том, чтобы четко заявить, что семь принципов Ганемана не являются ни старомодными, ни дряхлыми, а, напротив, столь же истинны и применимы, как и 140 лет назад. Они приводят к результатам, настолько же обнадеживающим, как и прежде. Практика гомеопатии в соответствии с концепцией Ганемана является прагматичным мастерством.
Мы должны размышлять над этим учением и неустанно перечитывать «Органон» и «Малые труды» Ганемана, из которых мы всегда сможем черпать новую силу, и, если каждое мнение следует в разумной мере уважать, то мы должны оставить Цезарю цезарево, а гомеопатии – то, что относится к гомеопатии.
Давайте повторим удачное выражение Самюэля Артура Джонса: «Учителя и ученики, помните свое наследие, гордитесь им, будьте верны его требованиям, не забывайте о его заслугах. Посвятите все, что в вас есть, пониманию и осознанию этого; сделайте все знание, всю его полноту подчиненными ему, ибо это и есть истина».

Как принц в сказке, Наука идет по земле с потерянной хрустальной туфелькой в руке, в поисках ее законного владельца. Много тех, кто ложно заявляет свои права на нее, «примеряют ее» - и напрасно. Со временем Золушка найдется; презрением и бесчестием могут наградить ее надменные гордецы, которые сейчас занимают высокое положение; но лишь ее одну принц назовет своей супругой.
Теперь идите и услышьте льстивые речи «науки»; узрите великолепие ее лабораторий, внемлите рассказам о чудесах, сказанным там. Крепко держитесь за все хорошее. А затем прочитайте свой Органон, овладейте им, примените его истины у постели больного. Пусть годы принесут вам зрелые плоды всех Ваших усилий. Не будьте нетерпеливы. Помните, что «знание приходит, но мудрость задерживается». Возможно, когда вы будете по крупицам собирать драгоценные итоги, у вас мелькнет мысль об усталом Караульном, который пришел к вам ночью, бросив вызов: «За какого короля?»



                                       
                                                                                              



← Весь выпуск