Мой регион:
Войти через:

Путь к Вере (памяти Бутенина А.М.)

Путь к Вере (памяти Бутенина А.М.)

bam-i-synovya_01.jpg
Бутенин Алексей Михайлович (1952-2008гг.) - к.м.н. (1986), профессор (2001), консультант Московского гомеопатического центра (МГЦ), заведующий кафедрой гомеопатической пропедевтики Московского Института Гомеопатии (с 1999), Учёный секретарь Московского отделения Российского гомеопатического общества (РГО) (с 1998), член Учёного Совета МГЦ (с 1997), член Редакционного Совета журнала «Гомеопатический ежегодник» (с 1997) - родился в семье ученых и учителей. Окончил 2-й МОЛГМИ им. Пирогова в 1975 году, где и учился в аспирантуре (1975-1978) и преподавал до 1982 года. С 1982 года по 1993 год работал в НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по ишемической болезни нижних конечностей. Работать в больницах и на «скорой помощи» начал со второго курса института. Общий медицинский стаж 38 лет, гомеопатический - 15 лет. В 1993 году прошёл первичное усовершенствование по гомеопатии в МГЦ, и с этого времени практиковал как гомеопат, причём полностью ушёл из аллопатической медицины. С 1997 работал консультантом в отделении «Помощь на дому» МГЦ, читал авторский курс «Введение в классическую гомеопатию» в Московском институте медико-социальной реабилитологии (МИМСР), где в 2001 году ему присвоено звание профессора (за гомеопатию!). Являлся страстным популяризатором гомеопатии, постоянно выступал на радио и телевидении, в газетах и журналах, читал лекции по гомеопатии для населения, в школах, клубах и т.п.

Научная работа Алексея Михайловича являлась частью его повседневной лечебной работы. С 1993 года проводил научные исследования по психодиагностике в гомеопатии: применение психодиагностических тестов, речевая диагностика, язык телодвижений, диагноз по рисунку, применение типологии К.Г.Юнга, символические связи в гомеопатии. В 2000 году провёл разработки по теории и практике лечения вакцинозов. Все эти исследования отражены в научно-популярных и научных публикациях, а также в выступлениях на международных конференциях. Бутенин А.М. - автор около 100 статей и 2 монографий по гомеопатии – «Ручные лекарственные пробы» (1997) и «Гомеопат-практик» (2002).

Ручные пробы — простой и удобный способ верификации лекарственных версий на гомеопатическом приёме. Установлено большое многообразие общих и местных ощущений: от тепловых, до вибрации, зуда, толчков, притягивания и проч. Ручные пробы могут также использоваться при повторных обращениях для выявления актуализации и дезактуализации лекарств в ходе лечения.

Книга «Гомеопат-практик» представляет собой сборник публикаций автора, которые стали не только результатом научных исследований, но, в то же время, фрагментом и побочным продуктом повседневной лечебной работы. Они были опубликованы в десятках научных медицинских и массовых популярных немедицинских периодических изданиях. Для общедоступности им придавался научно-популярный характер. Это: «Три группы лекарственных типов и назначений», «ИТО-говый профиль», «Тактика гомеопата при осложнениях вакцинации», «Диагноз по рисунку», «Болезнь-символ» и другие.

Бутенин А.М. считал, что у пациента помимо симптомов его главного препарата возможно наличие симптомов, требующих назначения дополнительных гомеопатических средств. Он использовал на практике возможность воздействия на различные лекарственные пласты человека, определяя в каждом случае наиболее подобное средство. Таким образом, было выявлено три группы лекарственных типов и назначений – конституциональное, наведенное и ситуативное назначения. Отдельным планом стоит еще одна очень важная группа лекарственных назначений – миазматическая, когда требуется лекарственное воздействие с учетом глубинного миазма.

Конституциональным гомеопатическим типом является стереотипная совокупность анатомических (и антропометрических), физиогномических, физиологических и психологических характеристик, объединённых в единое целое жизненной силой. Конституциональный психотип включает в себя такие базовые особенности психики, как тип высшей нервной деятельности, темперамент, тип реагирования и восприятия, мотивационную направленность (влечение), стиль мышления и межличностного общения, черты характера, эмоциональные реакции, поведение в стрессе, средства психологической защиты и варианты психической дезадаптации. Этот тип закладывается при зачатии и включает в своем роде «жизненную программу» переживаний, некоторым образом определяющую поступки и жизненные ситуации, в которые попадает человек. Находясь в избирательной сверхчувствительности к «своим» внешним этиологическим факторам, конституциональный тип отрабатывает заложенную в себе жизненную программу, активно или подсознательно ищет таких ситуаций и обстоятельств, даже незначительных внешних причин, чтобы испытать запрограммированные эмоции и переживания, а также болезни.

Соматические болезни – это не абсолютная противоположность здоровью. Ни в коем случае! Это средства защиты, вроде предохранительного клапана парового котла стресса, плод неразрешённых конфликтов сознания и подсознания, которые спасают психику, личность, душу от разрушения. Болезни, таким образом, являются механизмом и средством поддержания душевного здоровья, даром Божьим. Одновременно они символически выражают проблемы и переживания человека («Болезнь-символ»). Как известно, лечение хронических болезней – наиболее трудный раздел гомеопатии, – как раз и предполагает использование в основном конституциональных лекарств.

Другая важная группа патологии и лекарственных назначений – ситуативная. Они возникают под воздействием внешних этиологических факторов и определяются в основном именно этими факторами. К этой же группе можно также отнести прививочные реакции, а также эпидемии.

Третья группа применяется при заболеваниях, возникающих от воздействия на человека (например, ребёнка) более сильной личности (родителей, близких) в длительном и близком контакте. Такое влияние может быть не только в семье, но и в классе, коммунальной квартире, и другом тесном сообществе. Такую патологию и соответствующие лекарственные назначения Бутенин А.М. определил как наведенные.

Детский рисунок в гомеопатической практике - особый раздел авторского курса для врачей-гомеопатов, который вел Алексей Михайлович. Очень часто ребёнок, пока мать беседует с доктором, берет ручку и бумагу и начинает рисовать, и, случается, в рисунках символически выражает не только свои болезни и проблемы, но и свой гомеопатический тип.

Одними из последних направлений исследований Бутенина А.М. стали: гомеопатия и религия, лечебная гомеопатическая система Л.М. Чичагова (будущего священномученика Серафима), православное понимание гомеопатии. В 2004 году вышел его труд «Православие и гомеопатия», который раскрыл многолетнее плодотворное соработничество Русской православной церкви и гомеопатии.

Гомео патию в России продвигали не только высококвалифицированные врачи, но и представители двух сословий – священнослужителей и военнослужащих. Они составили почти треть участников и корреспондентов 1-го Всероссийского съезда гомеопатов 1913 года в Санкт-Петербурге. Среди них: епископ Елисаветградский Анатолий (член Госдумы, представлял одесских гомеопатов), епископ Пинежский Варсонофий (мнстр. св. Артемия Архангельской губ.), епископ Коприан Семипалатинский, игумения Митрофания (Ахтырско-Богородицкий мнстр. Тамбовской губ.), игумения Леонида (Новодевичий мнстр., Москва), игумения Сергия (Алексеевский мнстр., Москва), архимандрит Вениамин (Свияжский мнстр. Казанской губ.).

Сторонники гомеопатии из представителей военного сословия России были заслуженными, орденоносными и высокообразованными военачальниками, православными прихожанами, выбиравшими гомеопатию осознанно.
Сторонники гомеопатии из числа высоко почитаемых иерархов и старцев РПЦ одобряли и рекомендовали или даже сами лечили гомеопатическими лекарствами. Это: епископы Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (Говоров), архимандрит Свияжский Вениамин, схиархимандрит Гавриил Седьмиезерский (Зырянов), архимандрит Симеон (Холмогоров), митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), Серафим Вырицкий (Муравьёв), архиепископ Вениамин (Благонравов), архимандриты Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), епископ Антоний Сурожский, протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и др.

Оба эти сословия, как и гомеопатия, после революции подверглись репрессиям, арестам, тюрьмам, ссылкам и физическому уничтожению. Шесть участников и корреспондентов Всероссийского гомеопатического съезда 1913 года были расстреляны в Бутове в 1937 году.

Центральной фигурой этой темы является митрополит Петроградский сщмч. Серафим (Чичагов Леонид Михайлович, 1856-1937) – потомок древнего аристократического рода мореплавателей-первопроходцев и географов, адмиралов и военно-морских министров – герой-орденоносец русско-турецкой войны (1877-1878), художник-иконописец и композитор, писатель-историк, богослов и проповедник, главный движитель прославления прп. Серафима Саровского (1903).

sshchmch-serafim-_chichagov_.jpg

Поборник единства и один из высших иерархов РПЦ, он был членом Священного Синода, пострадал за веру и был расстрелян в Бутове (1937), и причислен к лику Святых. До своего священничества, по благословению своего духовного отца - праведного Иоанна Кронштадтского, он 12 лет (1878-1890) занимался успешной медицинской практикой, вылечил большое количество тяжёлых больных и разработал самобытную систему лечения гомеопатическими средствами.

В своей книге «Что служит основанием каждой науки» и двухтомном фундаментальном труде «Медицинские беседы» Леонид Михайлович дает очень точное православное и медицинское понимание причин и механизмов развития болезней, а также профилактики и способов их лечения. Он утверждал, что «изгнание Бога из современного образованного мира неминуемо должно было привести к отвержению природы, созданной Им, и к неверию в её целебность». «Никто не в состоянии уверить меня, что Господь не предназначил растительную природу для пользования болеющего человечества» - писал он.

Его духовным отцом на протяжении многих лет был святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829-1908), который в течение шестнадцати лет (1892-1908) был Почётным членом СПб-общества последователей гомеопатии, совершал молебствия при открытии гомеопатических мероприятий и учреждений, жертвовал на них ежегодно большие суммы денег.

ioann-kronshtadtskiy_2.jpg

Он благословлял Л.М. Чичагова на лечение гомеопатическими лекарствами и разработку собственной лечебной системы. Напомним о знаменитой речи отца Иоанна Кронштадтского при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в СПб 17 октября 1892 года. Она была полностью опубликована в тогдашней периодике и материалах 1-го Всероссийского съезда гомеопатов в 1913 году. Вот её основная часть:

«Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curantur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошёл к Своей твари, восприняв на себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Своё совершенное человечество, соединённое с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилегает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Прежде креста, смерти и воскресения Своего, Он установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством. Значит, друзья, вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным Помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!»

Не случайно Бутенин А.М., после долгого массового забвения, занялся этой утраченной в богоборческий для России век темой - «православие и гомеопатия», т.к. и сам являлся внуком невинно убиенного в 1937 году калужского священника Стефана Зарецкого. На эту работу 18 июля 2004 года он получил благословение (через келейницу Смирнову Т.С.) печорского старца-затворника схиархимандрита Иоанна Крестьянкина с таким напутствием : «Нет православной гомеопатии! Есть православный человек. Это главное. И он должен быть высоким профессионалом в своём деле, например, в гомеопатии».

ioann-krestyankin_01.jpg

Изучение этой темы позволило Алексею Михайловичу провозгласить актуальность возрождения и развития столь распространённой в XIX веке приходской гомеопатии, т.е. сетей гомеопатических кабинетов имени сщмч. Серафима (Чичагова) при храмах и монастырях, с обучением прихожан (врачей и не врачей) гомеопатическому методу.

Сщмч. Серафим (Чичагов) наставлял в каждом приходе иметь гомеопатическую аптечку, к которой нужно приставить медработника. И вот, в декабре 2004 года, во исполнение завета Святого, при храме Новомучеников в Бутово, Бутенин А.М., по благословению настоятеля протоиерея Кирилла (Каледы), организовал первый в стране методический кабинет приходской гомеопатии имени сщмч. Серафима (Чичагова). Кабинет проводит бесплатное лечение священнослужителей и мирян, обучение использованию гомеопатических лекарств, а также научно-исторические исследования. Письменные ходатайства из приходов свидетельствуют, что направляющие на гомеопатическое лечение священнослужители, благословляют приходскую гомеопатию.

11 декабря 2006 года, в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова), вышла в свет книга Алексея Михайловича «Луна над полигоном», посвящённая 150-летию со дня рождения святого, содержащая поэтическое жизнеописание священномученика, описание его лечебной системы и мученической кончины.

А.М. Бутенин постоянно занимался спортом (туризм, волейбол, шахматы) и музыкой (гитара). В 1990 году окончил Государственное музыкально-педагогическое училище им. Гнесиных с дипломом: «Артист эстрады, руководитель оркестра, преподаватель музыкальной школы по классу гитары». В 1980-2000 гг преподавал в созданных им студиях гитары по оригинальной собственной методике, признанной и опубликованный Министерством культуры СССР в 1988 году, создал свыше 100 переложений популярных произведений для гитары. В 1980 году организовал в Москве клуб «Лесной волейбол», в котором руководил также отделом медико-социальных исследований, проводил массовые волейбольные турниры и фестивали («Волейбол на снегу», «Волейбол-мини» и др.). Алексей Михайлович является автором оригинальной техники игры в одиночку против команды, что опубликовано в центральной спортивной прессе (журнал «Физкультура и Спорт», 1989г.), имеет около 200 публикаций по волейболу, здоровому образу жизни, работе с населением по месту жительства.

А.М. Бутенин – отец четырёх сыновей, трое из которых пошли по стопам отца и стали гомеопатами.
Фото: