Мой регион:
Войти через:

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ (прямой эфир на телеканале ТДК)

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ (прямой эфир на телеканале ТДК)

«Нет православной гомеопатии! Есть православный человек. Это главное. И он должен быть высоким профессионалом в своём деле, например, в гомеопатии» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)

Передача «Ваш доктор» в прямом эфире на телеканале ТДК. Тема: «Религия и медицина». Гость программы: Кулеш Елена Михайловна, православный врач-гомеопат, педиатр со стажем, руководитель гомеопатической выездной службы на дому, семейный доктор.

kulesh-em.jpg

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Медицинских программ на православных каналах телевидения много. Однако, врачей – гомеопатов приглашают не часто. Гомеопатия существует уже более 2 столетий, и имеет длительный период соработничества с православием. Тем не менее, о ней еще мало знают, называя то загадочным, то - феноменальным и поистине чудесным явлением. Некоторые считают её траволечением, граничащим со знахарством в худшем его понимании. К сожалению, не каждый священник осведомлен в этом вопросе. Я благодарна режиссеру телеканала ТДК за возможность участия в программе «Ваш доктор», одна из передач, которой была посвящена теме «Религия и медицина». Также выражаю свою признательность православным врачам нашего центра Куц Лэло Ушангиевне, Бутенину Михаилу Алексеевичу за оказанную мне помощь в подготовке данного материала.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте! В эфире медицинская программа «Ваш доктор». В студии Евгения Филатова. Православная медицина имеет в России почти тысячелетнюю историю. Православный взгляд на болезнь хорошо известен из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу. Основой медицинской деятельности было христианское милосердие, недаром считалось, что все от Бога и врач от Бога. На сегодня научная медицина в целом не противоречит христианской нравственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки. Для врачевания болезней с успехом могут применяться и методы народной медицины. Православная Церковь всегда была опорой отечественной медицины, подкрепляя ее усилия своей духовной поддержкой, давая больным чудесные исцеления, останавливая народные бедствия, в том числе и эпидемии, давая надежду и силу в борьбе с недугами и больным, и медицинским работникам. Сегодня мы поразмышляем на эту тему. Мы поговорим о православных врачах и православной медицине. У нас в гостях - Елена Михайловна Кулеш, православный врач-гомеопат, педиатр со стажем, руководитель гомеопатической выездной службы на дому, семейный доктор. Здравствуйте! Елена Михайловна, Вы согласны с тем фактом, что религия приобретает все большее значение в медицинской практике, как для врачей, так и для пациентов? Как Вы думаете, с чем это связано: общая тенденция возрождения православия на Руси, или потребность человека в духовном осмыслении своей жизни?

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА КУЛЕШ: Согласна. Религия приобретает все большее значение в медицине. И это связано с возрождением православия на Руси. Вы знаете, что на территории многих клиник реставрированы или построены Храмы и Часовни, где проводятся службы и исполняются требы. Сестры милосердия помогают тяжелым лежачим и одиноким больным. В палатах все чаще можно увидеть иконы у постели больных, можно пригласить священника для исповеди, соборования. Руководители страны не только не препятствуют, а поддерживают и сами участвуют в Богослужениях, например, в Храме Христа Спасителя на Пасхальном Богослужении. Сейчас в Храмах много молодежи. Общаясь с молодыми родителями, я всё чаще встречаю среди них верующих. Это радует! У многих людей, особенно с возрастом, или трагедией, какими-то препятствиями, встречающимися на их пути, возникает потребность в духовном переосмыслении жизни. Только этот путь у каждого свой. Один человек, попадая в критическую ситуацию, приходит к вере сразу, другой идет постепенно.

ВЕДУЩАЯ: Что такое православный врач? Какими качествами он должен обладать?

КУЛЕШ Е.М.: В одной из своих статей кардиолог, д.м.н., профессор, председатель Союза православных врачей Александр Викторович Недоступ, пишет: «это не просто верующий человек, но такой профессионал, который старается жить, работать по заповедям Христа. Он должен подчинять свою врачебную деятельность закону Любви, быть бескорыстным; всячески стремится повышать свою квалификацию, чтобы как можно лучше исполнять своё дело на том месте, куда его привел Господь… с православного врача особый спрос. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, особенно в области духа».

ВЕДУЩАЯ: Какими принципами руководствуется православный врач при лечении пациента?

КУЛЕШ Е.М.: Десятью заповедями, Клятвой Гиппократа, Присягой врача, которую мы даем по окончании медицинского ВУЗа.

ВЕДУЩАЯ: В чем особенность христианского понимания болезни и подхода к лечению?

КУЛЕШ Е.М.: Мой брат, А.М. Бутенин, профессор, врач-гомеопат много лет посвятил изучению вопроса «Гомеопатия и православие».
bam_2005.12.05a_-089a.jpg
И для нас, православных врачей, он буквально «открыл» имя митрополита Серафима (Чичагова). Ему же он и посвятил поэму «Луна над полигоном».
sshchmch-serafim-_chichagov_.jpg
Л.М. Чичагов (священномученик митрополит Серафим), лечивший в течение 12 лет больных гомеопатическим методом, писал в книге «Что служит основанием каждой науки?»: «человек сотворён не из одного тела, а также из души и духа». Размышляя о причинах болезней, он говорил: «Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях». Через 50 лет вышла в свет близкая по сути работа известного хирурга Войно-Ясенецкого (святителя Луки) «Дух, душа, тело», где также дано христианское понимание болезни и здоровья. Многие книги посвящены греховным страстям и борьбе с ними: «Тайна души человеческой» митрополита Николая Могилевского, «Отеческое учение о страстях и добродетелях» Г.И. Шиманского, «Лествица» Иоанна Лествичника – одна из самых дорогих мне книг. Православный врач на приеме, проводя сбор анамнеза, доверительно беседуя с пациентом, помогает ему понять, что болезнь дается не только в НАКАЗАНИЕ, но и во БЛАГО, чтобы больной остановился, оглянулся на свою жизнь, задумался над своими ошибками, понял их. А это уже прямой путь к выздоровлению. Есть такая молитва, в которой всё сказано, молитва болящего: «Господи, видишь Ты мою болезнь. Ты знаешь, как я грешна и немощна; помоги мне терпеть и благодарить Твою Благость. Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многих моих грехов. Владыко Господи, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре. Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Слава Богу за все!»

ВЕДУЩАЯ: Как с точки зрения Церкви рассматриваются людские болезни? Можно ли говорить, что тяжесть греха определяет тяжесть заболевания? Я слышала, например, что, затаенная обида, «непрощение», отрицание себя может привести к онкологии и т.д.

КУЛЕШ Е.М.: Людские болезни рассматриваются именно как следствие греха. Возможно, тяжесть греха определяет тяжесть заболевания. Мне трудно судить об этом. В отношении прощения обид. ПРОЩЕНИЕ – это ВЕЛИКОЕ слово! Умение простить, именно в Сердце, особенно перед исповедью, умение попросить прощения в Храме у прихожан, стоящих сзади, ОЧИЩАЕТ ДУШУ! Тогда «болячки» уходят сами собой!

ВЕДУЩАЯ: Как Вы считаете, человек должен страдать, пока не покается в своих грехах? Какую роль играет исповедь и молитва в излечении больного?

КУЛЕШ Е.М.: Человек после Адама и Евы сам обрёк себя на страдание. А должен, или нет, это знает один Бог. Исповедь и молитва играют в излечении больного самую непосредственную роль! Они «работают» как лекарство. Совсем недавно это случилось летом на отдыхе на море: произошло событие, которое теперь меня вовсе не удивляет. Моя дочь почувствовала себя плохо. Видимо, случилось отравление. Я дала ей горошину подобного гомеопатического лекарства. Она несколько раз приняла её. Однако состояние не улучшалось. Я уже хотела вызвать скорую помощь. Решила лишь на минутку прилечь, т.к. накануне была бессонная ночь. Но тут же уснула. Утром я с тревогой подошла к дочери, ругая себя, что проспала. Она была спокойна и рассказала мне, что вечером проглотила последнюю горошину, но слабость нарастала и рвота не прекращалась. Тогда она взяла Икону Пресвятой Богородицы, прочитала молитву, написанную на обратной стороне, и тотчас уснула. Наутро она была здорова! «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве», писал Святитель Игнатий Брянчанинов.
ignatiy-bryanchaninov.jpg
Молитва должна быть очень искренней и совершаться христианином по всей жизни, а не от случая к случаю. Тогда Господь услышит. Как молятся монахи – денно и нощно! Их молитвами держится Святая Русь!

ВЕДУЩАЯ: Бывали случаи, когда, казалось бы, неизлечимые больные после нескольких месяцев, проведенных в монастыре или обителях, выздоравливали. Как Вы к этому относитесь?

КУЛЕШ Е.М.: Всем известны библейские факты исцеления. Господь не только исцелял болезни, но поднимал из мертвых по Вере: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лук. 7:50). В книге «Чудесный дар исцеления» собраны многочисленные свидетельства исцеления Иисусом Христом, Его учениками, Богоматерью и святыми. Мои православные пациенты не перестают удивлять меня случаями исцеления Верой и Молитвой.

ВЕДУЩАЯ: Елена Михайловна, на своем примере расскажите, как вы пришли к православию? Что изменилось в Вашей жизни и работе, после того, как Вы стали понимать причины болезни более глубоко?

КУЛЕШ Е.М.: Мой путь в Православие постепенный, от Крещения в начале 90-х г.г., через трудности врачевания, особенно гомеопатическим методом, в том числе своих близких. Я испытывала насмешки, укоры от окружающих, но с пути не сворачивала, твердо верила в гомеопатию, сумела преодолеть многие проблемы, и сейчас ни о чем не жалею. Много читаю православной литературы. Открыла для себя кладезь знаний. Вот где Истина! Я перестала ставить себя и свою персону во главу угла, т.е. рассчитывать только на свои силы, будто только я могу вылечить пациента. Работаю над своими страстями, стараюсь «укрощать» гордыню и тщеславие. В книге «Лествица» Иоанна Лествичника есть глава - ОБРАЩЕНИЕ к ПАСТЫРЮ. Многое можно отнести и ко врачу. Например, «Врач духовный тот, кто стяжал и тело и душу, свободные от всякого недуга и уже не требует никакого врачевания от других».
ioann_lestvichnik.jpg
Другими словами - «Врач, исцели себя сам!». Я стала спокойнее работать, хотя и вкладываю все свои силы. Больной обращается ко врачу со своей проблемой. Здесь важно показать ему, что болезнь, прежде всего, исходит из него самого. И, возможно, ему придется пройти не одного врача, может быть уйти от меня, и найти того, кто сможет ему помочь. Причины болезней порой столь глубоки, что я могу их только предположить вместе с больным и посоветовать обратиться к духовнику. Особенно легко это понимают верующие. Я благодарна своему брату, профессору-гомеопату А.М. Бутенину, который был всегда рядом и щедро делился всеми наработками в области гомеопатии и Православия.

ВЕДУЩАЯ: Помогает ли Вам вера в вашей профессии? Вспомните несколько примеров из своей практики?

КУЛЕШ Е.М.: Перед каждым выходом на работу к своим больным я молюсь и прошу помочь мне в правильном понимании пациента и назначении лечения. Однажды я приехала к тяжелой умирающей лежачей больной. Я понимала, что меня пригласили от отчаяния. Я провела 2-часовую консультацию и назначила гомеопатическое лечение. В душе я сомневалась, что смогу помочь больной. Несколькими днями позже я оказалась в Оптиной Пустыни и заказала сорокоуст о её здравии. Каково было моё удивление, когда мне позвонили туда и сообщили об улучшении состояния пациентки. В течение 1,5 мес. она прибавила в весе, стала передвигаться по комнате. Этот урок был дан мне не случайно! У моей коллеги тоже был уникальный случай. Пациентка попросила доктора помочь. Её пожилая мать попала в реанимацию с кишечной непроходимостью. Врач посоветовала пригласить в больницу священника, что и было сделано. Пациентка не только выздоровела, но прожила ещё с десяток лет.

ВЕДУЩАЯ: В чем принцип взаимоотношения православного врача с пациентом? Допустимы ли отношения – заказчик - исполнитель?

КУЛЕШ Е.М.: Когда речь идет о православном пациенте, то с ним православного врача сближает общее представление о смысле болезни, необходимости соблюдать правила духовной жизни по Заповедям Божьим и соработничество – желание идти навстречу друг другу. Врач готов молиться за пациента, писать записки, заказывать молитву в Храме. А пациент об этом может и не знать. В моем опыте общения с православными пациентами были случаи, когда они молились за меня. И я им благодарна. А отношение «заказчик–исполнитель» - это где-то «в другом измерении», и поэтому вне моего понимания. Такие взаимоотношения недопустимы! Вообще врач не должен заниматься коммерцией.

ВЕДУЩАЯ: Вы начинали работать в аллопатической медицине, а затем пришли в гомеопатию. В чем схожесть принципов гомеопатии с религией? Можно ли гомеопатию назвать православной практикой? Почему?

КУЛЕШ Е.М.: Сходство в целостном подходе к пациенту. Гомеопатия лечит не болезнь, а больного! Иоанн Крестьянкин говорил, что нет православной гомеопатии, а есть православный врач.
ioann-krestyankin_01.jpg
По словам Александра Викторовича Недоступа, председателя Союза православных врачей России, «православное врачевание включает работу врача и священника с больным и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося осознать свои грехи (покаяние в них), обрести понимание своей болезни, надеясь на милосердие Божие». Многие священники – врачи. Среди них есть и гомеопаты. Этот важный вопрос о взаимодействии православия и гомеопатии освещен в книге профессора А.М. Бутенина «Гомеопатия и православие», подтвержден обширными источниками и строгими фактами. С предисловием к этой книге можно ознакомиться на сайте МГЦ.

ВЕДУЩАЯ: Если церковь осуждает детоубийство - аборты, и в то же время – способы контрацепции, как регулировать деторождение? Не все могут вырастить столько детей, сколько Бог даст?

КУЛЕШ Е.М.: В Клятве Гиппократа сказано: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Есть наблюдения, что врачи, работающие в гинекологии с медицинскими абортами, имеют не только такие заболевания, как экзема рук, но и проблемы в личной жизни – бесплодие, безбрачие. Необходимы: православное воспитание детей, причащение с рождения и даже ещё беременной женщины, православное венчание, а не гражданские браки. Тогда вопрос о регулировании деторождения отпадет сам по себе. В православных семьях совершенно другое мировоззрение.

ВЕДУЩАЯ: В свое время очень часто обсуждалась проблема абортов, теперь на повестке дня вопрос об эвтаназии. Каково Ваше мнение на этот счет, можно ли назвать ее гуманным методом?

КУЛЕШ Е.М.: Конечно, нет! Считается большим грехом эвтаназия даже животных, а не только людей. Не мы даем жизнь, и не нам её забирать. В Клятве врача России, принятой Госдумой в 1999 г. записано, что врач торжественно клянется проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии.

ВЕДУЩАЯ: Как Вы, как православный врач, вообще относитесь к любого рода вмешательствам в жизненно-важные системы и функции организма: вакцинация, имплантация, ЭКО?

КУЛЕШ Е.М.: К массовой, по календарю, без учета индивидуальности, вакцинации отношусь отрицательно с учетом православного понимания болезни, гомеопатических знаний и возможностей гомеопатической профилактики инфекционных заболеваний. Думаю, что при правильном православном воспитании вопрос ЭКО отпадает сам собой. Люди просто не будут в этом нуждаться.

ВЕДУЩАЯ: Что Вы посоветуете нашим телезрителям?

КУЛЕШ Е.М.: Хотелось бы посоветовать телезрителям прочитать маленькую книжицу Серафима Вырицкого «От меня это было. Беседа Бога с душой человека», которую когда-то мне дал мой племянник, православный врач-гомеопат Василий Бутенин со словами: «Там всё сказано!».
serafim_viritskiy_01.jpg
Хотела бы пожелать всем гармонии духа, души и тела.

ВЕДУЩАЯ: Первая часть нашей беседы подходит к концу. Я благодарю Елену Михайловну Кулеш, православного врача-гомеопата, педиатра со стажем, руководителя гомеопатической выездной службы на дому, семейного доктора за участие в нашей программе.