Мой регион:
Войти через:

Вопросы обучения гомеопатии

Вопросы обучения гомеопатии

Будущее метода гомеопатии зависит от эффективности систем обучения и закладывается сейчас, а потому коллегиальное обсуждение и оптимизация моделей обучения гомеопатии очень важны.
Успешное разрешение этого вопроса, в современных реалиях, обеспечит позитивное развитие гомеопатии и предоставление ее терапевтических возможностей последующим поколениям, неуспешное – может привести к ее упадку.
За последние десятилетия в русскоязычном пространстве сформировался пласт опытных практиков – гомеопатов, готовых передавать накопленный опыт приходящим в гомеопатию студентам.

Различные направления метода, фактор территории.
Если основы гомеопатии были сформулированы основателем метода, то обширный эмпирический опыт использования гомеопатических препаратов был накоплен и формализован в методологии в разные времена, в различных местах и в различных гомеопатических школах.
Гомеопаты имеют дело со спецификой менталитета и заболеваемости населения своего региона, то есть применяемые гомеопатические подходы во многом диктует территория, и в процессе практики местными гомеопатами накапливается соответствующий уникальный опыт.
Очевидно, что местные водители гораздо более осведомлены в местных дорогах и оптимальных локальных правилах вождения на них.
Так, если на сегодняшний день опыт ведения грубых органических заболеваний и острых состояний можно почерпнуть скорее в Индии, то опыт гомеопатического ведения психосоматических состояний скорее в Европе; плюралистический метод был более исследован и использован во Франции, комплексонный – в СССР.
Джереми Шерр, европейский врач, практикующий сейчас в Африке, пишет о том, что для работы на этой территории ему пришлось использовать иной набор гомеопатических техник, нежели те, которые он использовал в Европе.
Исторически, гомеопатическое обучение не носит государственный характер, программы создаются группами гомеопатов. Длительность обучения варьирует от нескольких месяцев до нескольких лет. Общепринятых и общепризнанных систем обучения гомеопатии не существует.

Обучение гомеопата – врача или не врача.
В некоторых системах обучения гомеопатическое образование строится с точкой отсчета от первичного уровня образования студента.
В ряде стран гомеопат не является врачом, как правило, не имеет высшего медицинского образования, и проходит обучение в системе гомеопатических медицинских колледжей, где иногда дополнительно изучает ряд общих дисциплин, таких как анатомия, физиология, общая патология и пр.
Врачи же могут заниматься в отдельных группах с учетом уже имеющегося образования и опыта.
В других системах обучения формируются общие группы.

Обучение гомеопатии в РФ сегодня.
На данный момент юридический статус гомеопатии и гомеопата в РФ размыт, что естественным образом приводит к отсутствию четко заданных стандартов обучения, в первую очередь, в плане спектра и объема необходимой информации.
Формальным сроком обучения на данный момент принято считать 216 часов, в соответствии с принятыми сроками для прохождения первичной специализации для различных врачебных специальностей.
На сегодняшний день на территории РФ существует ряд обучающих гомеопатических организаций, групп при кафедрах в ВУЗах, каждая из которых производит обучение гомеопатии по собственным программам.
Каждый из курсов обучения имеет свои сильные и свои слабые стороны, согласование программ и стандарты обучения отсутствуют.
В некоторые программы первичного обучения вводятся современные авторские и новаторские гомеопатические техники и подходы. Для начинающих это является обстоятельством неоднозначным, поскольку иногда не столько дополняет, сколько заменяет необходимые базовые знания метода описанием современных техник, имеющих относительно узкий спектр возможного применения.
Студент, как правило, не имеет авторитетной информации о качестве и уровне проводимого обучения и вынужден самостоятельно набирать те или иные навыки в различных группах и на различных курсах. И если гомеопат с опытом имеет возможность уже достаточно осознанно выбрать место получения дополнительного образования, то начинающий в определенной мере дезориентирован и имеет риск среагировать скорее на маркетинговые технологии, нежели выбрать наиболее подходящее для себя место обучения.
И в этом плане он, несомненно, нуждается в помощи и поддержке, как минимум, информационной.

Возможные шаги.
На данном этапе развития метода в РФ вряд ли возможно ставить целью полное согласование программ и разработку тех или иных жестких стандартов обучения.
Этому препятствует как специфика метода, центральной частью которого является эмпирика, так и специфика нашей территории, на которой чрезмерная заорганизованность сможет принести более вред, нежели пользу.
Скорее речь можно было бы вести о вещах рекомендательных, в плане именно первичного гомеопатического образования.
С нашей точки зрения на первых этапах полезны были бы следующие шаги:
Определение минимально необходимых знаний и навыков для выпускника любого курса первичного обучения.
Определение рекомендуемого списка профессиональной, учебной и методической литература по изучению различных разделов гомеопатического метода.
Коллективное обсуждение темы усовершенствования гомеопатического образования возможно устроить на базе российского гомеопатического портала, задав определенные сроки на обсуждения, с последующей публикацией коллегиально составленной рекомендательной программы.
Предварительно, имело бы смысл перевести и опубликовать программы обучения, используемые в ряде стран с глубокими гомеопатическими традициями.

Учебники по гомеопатии.
В настоящее время на русский язык переведены четыре учебника по гомеопатии, немецких и французских авторов: учебник Келера, учебник Ванье, учебник Жуани, учебник французской школы (без указания авторства).
Каждый из учебников имеет свои сильные и слабые стороны, каждый освещает в большей мере те или иные аспекты метода, однако учитывая специфику метода, различие взглядов и подходов, вряд ли можно говорить о возможности существования или написания универсального учебника.
В плане возможных шагов в этом направлении можно было бы предложить следующее:
- дополнительные переводы современных, наиболее сбалансированных учебников гомеопатии
- коллегиальное написание собственного учебника

Некоторые соображения по написанию рекомендательной программы обучения.
Возможно, с учебной целью был бы смысл разделить гомеопатические подходы на клиническую гомеопатию, лечение хронических заболеваний, конституциональный подход, лечение острых состояний и др.
Каждый из подходов был разрабатываем в разные времена в разных местах, описан в различных книгах, имеет свою специфику: в плане опроса, выбора препаратов, позологической тактики, действия препаратов, оптимальных показаний к применению и пр.
Техники, эффективно работающие применительно к одному из подходов, оказываются совершенно несостоятельными, будучи примененными для другого подхода, что создает почти непоправимую путаницу в головах начинающих.
Равно как применение, скажем, конституционального подхода в случае явно миазматическом так же окажется, как минимум, неоптимальным.
И лишь дополнительно к этому, возможно, уже на курсах усовершенствования, можно было бы говорить о тех или иных авторских подходах.

Михаил Ляхович