Мой регион:
Войти через:

Педагогика и гомеопатия

Педагогика и гомеопатия
08.08.2018

В психологии принято считать, что большинство людей в собственной семейной жизни в состоянии реализовывать либо семейный сценарий родительской семьи (копирование родительской модели), либо отыгрывать антисценарий, то есть делать противоположное родительской модели, (к примеру: тотальный запрет – тотальное разрешение). Переписывание или написание собственного сценария доступно достаточно немногим сильным личностям и требует времени и серьезных длительных усилий. Такова данность устройства человеческой психики.

Родители для детей боги. Добрые боги, строгие боги, властные или своевольные боги, злые боги. Поведение родителей, особенно на первых этапах развития почти целиком копируется ребенком, педагогические модели пожизненно пропечатываются в психофизической структуре, семейные сюжеты сопровождают человека всю жизнь.

Благословение хороших родителей, поддерживающее человека на протяжение всей жизни или обременение («проклятие») «плохих» родителей, требующее титанических усилий для выхода из-под негативных влияний…

И хотя хорошее детство иногда может порождать пассивность и дезадаптивность в агрессивном социуме, а сложное не только разрушать, но и формировать сильную (хоть часто и искаженную) личность, все же «хорошее» скорее сформирует гармоничного и физически здорового человека.

Легко понять, что любой новорожденный обладает своими собственными врожденными задатками и нуждается в своей собственной педагогической модели для наиболее гармоничного разворачивания данной ему психофизической структуры.

Вопрос в том, что в состоянии дать семья конкретному ребенку; к примеру, одна из непростых моделей рождения более сложноорганизованного ребенка в семье более просто организованных родителей описана в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

И здесь встают вопросы успешности семейной педагогики, а именно, в какой мере принятая в семье педагогическая модель адекватна для появившегося в семье ребенка.

                                                          ****

Следует отметить, что помимо чисто внутрисемейных аспектов на модель воспитания, конечно, оказывает влияние еще ряд факторов.

Это – традиционно-национальные, конфессиональные, территориальные влияния, а также интенсивные влияния пропаганды государств проживания, старающихся в своих интересах формировать те или иные качества своего населения.

Уже почти исчезнувшие традиционные общинные группы дают максимум педагогической адекватности, часто затрудняя при этом процесс социальной адаптации.

Применительно к темам конфессиональным, актуальным на многих территориях, создается впечатление, что модели, дающие наиболее свободную педагогику исходят скорее из индуизма, наименее свободную – скорее из буддизма, остальные конфессии занимают в этом плане промежуточное положение.

Несомненно и влияние климата, так более суровые скандинавские условия формируют более жесткие семейные педагогические модели, мягкие средиземноморские – соответственно более мягкие. Определенную роль может играть широтность, наличие гор, выхода к морю или океану, тектоническая активность.

Глобализм, равно как и чрезмерно жесткая государственная пропаганда на ряде территорий, размывает национальные, территориальные и религиозные семейные педагогические модели, привнося в них собственные темы и оттенки, не всегда гармоничного свойства.

Следует упомянуть так же гендерную тему; роль матери и отца в воспитании ребенка естественным образом различается, но вместе с тем серьезно модифицируется многими вышеупомянутыми факторами.

                                                           ****

 

Упомянутые факторы, равно как часть факторов психолого-биологической природы, такие как: врожденные качества ребенка, качества родителей, устойчивые внутрисемейные модели – могут быть подвергнуты крайне незначительной коррекции, и, можно предполагать, что на собственно педагогические влияния остается не более 15% от суммарной роли перечисленных факторов.

                                                           ****

 

Как данная тема преломляется в гомеопатии.

В дополнение к психолого-педагогической коррекции позиции родителей гомеопатия в некоторых случаях может дать возможность и определенной фармакологической коррекции семейных родительских моделей.

В гомеопатии существуют ряд конституционных подходов, позволяющих смягчать, а иногда до какой-то степени корректировать определенные приобретенные, а иногда и врожденные характеристики родителей и детей, в том числе поведенческие.

Ну и наконец, грамотное гомеопатическое лечение хронических заболеваний как родителей, так и ребенка, попутно снимает серьезные психические отягощения, накладываемые заболеванием на психическую структуру человека.

                                                           ****

Небольшой частный пример на тему разрешений и запретов.

Принято описывать так называемый кризис 3 лет, который иногда называют «я сам», он проявляется негативизмом и желанием делать «наоборот», и иногда считается неизбежным этапом развития ребенка.

Степень его проявления может быть различна в разных семьях и у разных детей. Рискну предположить, что это явления не более, чем еще один механизм коррекции слишком жестких семейных родительских установок, со стороны ребенка (так же как, скажем, плач).

При адекватной для конкретного ребенка педагогике степень выраженности механизма может быть минимальной, дети фактически минуют этот «кризис», поскольку педагогическая модель их родителей не нуждается в коррекции.

                                               ****

Применительно к гомеопатии.

В качестве одной из причин формирования психофизических проявлений гомеопатического препарата ликоподиум традиционно описывается чрезмерное давление со стороны родителей. И если в период первичного обострения на назначение этого препарата у ребенка возникают проявления агрессии, неповиновения, отрицания, есть основания предположить, что педагогическая модель для данного ребенка является чрезмерно жесткой и появляется поле для возможной семейной педагогической (или гомеопатической) коррекции.


Ляхович М.Ю.