Мой регион:
Войти через:

Российский гомеопатический журнал

Том 7, выпуск 2 · Июнь 2023 · ISSN 2541-8696




Доктрина сигнатур и закон подобия



  • Абстракт
  • Статья
  • Литература

The Doctrine Of Signatures And The Law Of Similars. The American Homeopathist, August 1, 1898, p.246-248

     Изучая лекарственные средства из гомеопатической  Материа медика, в частности, принадлежащие к царству растений, невозможно с удивлением не заметить соответствие между внешними особенностями или формой цветка, из которого изготовлено лекарство, и органом или заболеванием,  для лечения которого оно применяется. Похоже, это участь гомеопатии – реабилитировать древнюю доктрину сигнатур, разработанную и прославлявшуюся Парацельсом, а затем, возможно, использованную Ганеманом и старыми гомеопатами для описания свойств лекарств, доказанных прувингами и клиническими наблюдениями.

Энциклопедический словарь определяет понятие «сигнатура»  как «естественный внешний вид или символический образ или характеристика растения, минерала или какого-либо другого объекта или вещества, ранее предложенное Парацельсом (и поныне некоторыми невежественными лицами) для обозначения его медицинских свойств или соответствующего применения. Медицинская теория, основанная на этой концепции и известная как Доктрина характерных признаков (сигнатур), принимает во внимание цвет (например, желтые цветы для желчи и кровавик против кровотечения), форму (например, корень мандрагоры или женьшень) и другие характерные внешние признаки. Многие существующие названия растений, минералов и проч. возникли из этой теории».

Я должен и себя отнести к тем «невежественным лицам» , упоминаемым в приведенном выше восхитительном определении. Как заметил в утешение своих прихожан один чернокожий священник, есть только одно место, где вы всегда найдете понимание. Где же? В Энциклопедическом словаре! - отвечал он. Признаюсь, мне всегда это удавалось. Однако, оставаясь нераскаявшимся грешником, я хочу озвучить свое невежество в этом вопросе и, вероятно, даже рискну его защитить.

Следует заметить, что порой во внешнем сходстве существует гораздо больше скрытого подобия, чем может показаться на первый взгляд. Мы часто говорим о взгляде в «корень вопроса», будто именно в корне растения кроются его основные характеристики. Несомненно, если бы мы могли проникнуть вглубь, то увидели бы отличительные черты растения в каждой самой малой его части, но наиболее безошибочные отличия чаще всего обнаруживаются в цветке или в плоде. То же самое и с заболеванием: они в симптомах, проявляющихся в разгар болезни, в высыпаниях, когда признаки заболевания наиболее очевидны;  и величайшая заслуга Ганемана состоит в том, что он показал, что лучшие свойства лекарства обнаруживаются при разгаре симптомов у испытуемого во время прувинга. Однако это не означает, что прувинг отвергает прежнюю доктрину характерных признаков. Напротив, я берусь утверждать, что во многих случаях прувинги доказывают ее истинность, которая не прозревалась сверхизощрёнными умами того века, который гордился своим всезнайством.

На самом базовом уровне уже обнаруживается мнемонический код в соответствии между физическим обликом и симптомами; и если и существует искусство, более требовательное к запоминанию деталей, чем гомеопатия, то я пока о таком не слышал. Сразу вспоминается яркий пример – очанка –Euphrasia. Признак этого растения – ярко-голубой цветок – цвета глаз, и еще в древности был сделан точный вывод  о его медицинских свойствах, которые подтвердились гомеопатическими прувингами и опытом клинического использования. И я не допускаю, что это просто любопытное совпадение, использованное как упражнение в медицинском остроумии. 

Существует не только ирония судьбы, о которой мы часто слышим и иногда испытывает на себе, но юмор и остроумие также, если можно так выразиться,  кроются в самой природе вещей. Я полагаю, что мы должны исследовать этот вопрос и извлечь из него максимум пользы, а не недооценивать его, как это теперь принято. Если мы применяем базовый уровень пользы – мнемонический код, то почему не связать подобие Эуфразии цвету глаз с основной сферой действия этого лекарства. И если вернуться  к примеру из нашей энциклопедии – желтые цветы для желчи и кровавик при кровотечении – то преподавателю Материю медика было бы не лишним обратить внимание класса на желтизну гидрастиса, желтый цветок календулы, желтый сок хелидониума, желтое пятно  азотной кислоты, желтый  цвет сульфата хрома как средств, эффективно воздействующих на печень. Что касается кровавика, то следует вспомнить,  что красный цвет придает ему железо, и тогда аналогия становится очевидна.

Некоторое время тому назад, изучая Цистус канаденсис, я был поражен одной особенностью, обнаружившейся в прувингах. Как известно, общепринятое название Цистуса – Скальная роза (Rockrose), Хрустальная трава (Ice-plant) и Морозник (Frostweed). Геринг цитирует такое описание из Диспенсатория Соединенных Штатов;  «Он растет на низких сухих холмах слюдяного сланца и змеевидных скалах. Он часто встречается у подножия Пайн Рок, Нью Хэвен, на бесплодных равнинах и, похоже, зависит от присутствия талька (окиси магния). Говорят,- и к этому месту я хочу привлечь особое внимание, - что в ноябре и декабре эти растения выпускают около корней широкие тонкие изогнутые ледяные кристаллы, примерно в дюйм шириной, которые исчезают в течение дня и вновь появляются утром».

Вы можете спросить, какая может быть связь между внешним видом или характерными особенностями растения и влиянием, которое  оказывает на организм человека настойка или отвар этого растения. Я не могу точно  ответить на этот вопрос, но я могу сказать, что во всех прувингах Цистуса одним из самых частых симптомов было ощущение холода. Вот только некоторые примеры. «Холодный лоб, ощущение холода внутри головы в очень теплой комнате; ощущение холода в носу». «Холодный лоб, чувство холода на языке, в гортани и в трахее,  прохладная слюна, холодное дыхание, пустая прохладная отрыжка, ощущение холода в желудке до и после еды,  чувство холода во всей брюшной полости». 

Можно возразить, что чувство холода характерно для многих лекарств, это правда. Но холод языка, слюны и дыхания не являются общими симптомами, и  я не могу не чувствовать, что существует какая-то тайная связь между свойствами растения,  способствующего  образованию льда вокруг него, и его охлаждающим воздействием  на тело при приеме в качестве лекарства. Во всяком случае, я отметил  в своей личной  Материа медика  «необычное ощущение холода»  как ведущий симптом при применении Цистуса, и что любопытно, мне не пришлось долго ждать, чтобы это проверить. Как раз в это время ко мне пришла пациентка с жалобами на ощущение холода во всей левой половине тела и страхом, что у нее наступает паралич. Я назначил ей Цистус, и вскоре холод в теле прошел, вместе со страхом паралича.

Правило «подобное лечится подобным», как мы его обычно понимаем, относится к подобию между воздействием, оказываемым лекарством, и  симптомами заболевания. Однако, я не вижу препятствий к тому, чтобы расширить смысл этого правила и включить в него также соответствие между  внешними признаками растения или лекарства и органа или проявлений заболевания. Если мы примем такую точку зрения, то доктрина характерных признаков может быть со всем основанием включена в гомеопатическую формулу.

 Прежде чем продолжить, я хочу подчеркнуть, что я не утверждаю, что все лекарства обладают такими характерными признаками. Возможно, они у них и есть, но мы еще не научились всегда видеть эти признаки. Я также не утверждаю, что эти признаки, будучи обнаруженными, представляют самую главную ценность для прувингов и клинических наблюдений. Я только хочу сказать, что такие признаки могут служить ценными указателями  и могут быть использованы или для дополнения прувингов или же для их подтверждения, а также подсказывать возможности использования средства, если прувинги еще не существуют.

Возьмем, например, «Пастушью сумку» (Thlaspi bursa pastoris).  Насколько я знаю, никакие прувинги этого растения не проводились, однако большинством гомеопатов оно признается как первоочередное средство для лечения матки. Как это было обнаружено? Посмотрите внимательно на семенную коробочку этого общеизвестного растения,  и вы сразу увидите ее самый  очевидный внешний признак: она имеет форму девственной матки.  Другой пример, Эхинацея остролистная (Echinacea Angustifolia), которая недавно стала использоваться гомеопатами. Ее корень чернеет на свету, отсюда ее название «черный самсон». Ключевой симптом для использования этого растения – «черный язык». Она используется при дифтерите и тяжёлом тифе, независимо  от наличия этого симптома, но особо показана именно при данном симптоме.  Доктор Барнетт описал блестящие результаты лечения лесной земляникой (Fragaria vesca) при наличии «земляничного языка» в качестве ведущего симптома. Брызгающий огурец (Elaterium, the Squirting Cucumber) имеет признак, который трудно не увидеть. Я не имел возможности сам видеть взрыв семенной коробочки, но этот признак очень красноречив. Кальмар выпускает жидкость – аналог мокроты, и это обусловливает ее использование в качестве отхаркивающего средства.

Характерные признаки ни в коей мере не ограничиваются внешним видом. Медицинские свойства растения часто обусловливаются их местом обитания. Общеизвестно, что в каждой стране или регионе произрастают растения, наиболее подходящие для излечения заболеваний, преобладающих в этом регионе. Этот вопрос никогда всесторонне не изучался, но примеры найти не трудно. Например, Вахта трехлистная (Menyanthes), произрастающая  в болотистой местности, - известное средство от малярии, , о котором я слышал еще в детстве.  Использование салицина в качестве противоревматического средства характерно для влажных мест, где растет ива. И я уверен, что доктору Куперу  пришла идея использовать Ряску обыкновенную  (Lemna minor), ценного средства при катаре, потому, что она растет на прудах. Ведущий симптом этого средства – «ухудшение от сырости».

Мне нет необходимости утомлять вас новыми примерами, многие из которых, вы, несомненно, вспомните сами. Моя цель, скорее, состоит в том, чтобы поднять этот вопрос и привлечь к нему внимание моих слушателей, работающих в этом направлении. Нам следует знать все стороны наших медицинских материалов, а не просто иметь что-то в бутылке с этикеткой и список симптомов в книге.

В заключение, я хочу призвать к расширению диапазона поиска показаний для применения лекарственных средств. Я не думаю, что даже мой злейший враг –если я удостоен  чести иметь такового – сможет обвинить меня в проявлении колебаний в моей вере. Я всегда ей следовал в меру своих знаний и способностей, при этом полностью осознавая, что гомеопатия слишком обширна, чтобы какой-либо человек мог овладеть ею на протяжении своей жизни. С другой стороны, я не считаю, что принадлежность к гомеопатическому сообществу обязывает меня назначать лекарства только исходя из симптомов, проявившихся во время испытаний на здоровых людях. 

Я полностью согласен с тем, что прувинги являются наиболее надежным источником для врачебных назначений, однако я не думаю, что когда Ганеман писал свой «Очерк о новом принципе открытия целебной силы лекарств» он допускал мысль о том, что другие способы открытия целебных сил невозможны. Если же он так думал, то ошибался. Прувинги – это и основа и вся несущая конструкция нашего искусств гомеопатии, однако  существует множество других элементов , используемых при строительстве этого здания, и среди них старая доктрина характерных признаков должна, я полагаю, занимать немаловажное место.




← Весь выпуск